Часть полного текста документа:Первобытное пространство человека Человек начинается с момента сомоосознания. А самоосознание включает определение своего места в пространстве обитаемого мира. Но при этом сам обитаемый мир должен быть осознан как обитаемый, т.е. как познанный, прожитый и присвоенный. В этом мире человек узнает себя и учится изменять свое окружение, т.е. постепенно занимает активную позицию. Освоение и присвоение мира отражается в пространственном творчестве. Любое изображение есть акт организации космоса, внесение в него определенной структуры, которой изначально в нем не было. Эту структуру дает человек. Он создает не просто нечто, чего прежде не было, как , например, простейшие орудия труда, но вносит в независимо от него, человека, существующий мир видимое и длительное время сохраняющееся изменение, не несущее прямое утилитарное значение. К тому же, изображение есть "след" человека в пространстве. Человек будто расписывается во владении этим местом. Первые изображения - изображения руки - негативные и позитивные. Негативные изначальнее. Контур руки создается с помощью красочного фона. Т.е., мир имеет активную позицию. Позитивные - напротив, указывают на доминирование "владельца" руки в мире. Он уже сам оставляет след, отпечатывается линии его руки. Кроме того есть изображение калеченых рук, которые говорят, что человек уже может осмелиться на изменение природы (своей) и на увековечение этого изменения. Руки, изображенные поверх изобрадения животного утверждают владение, победу над внешним ивраждебным пространством, олицетворенным животным. Образ животного - символ иного, внешнего, отличного. Животное - это внешний мир, источник опасности и жизни. Начало и конец. Рождение и смерть. Стремление к простоте формы по свидетельству гештальтпсихологии, есть естественное стремление человека к устойчивости (изображения контурные). Нарушение простоты, усложнение свидетельствует о динамическиз процессах в жизни человека (изображения Альтамиры). Изображения на плоскости - работа только в двух измерениях, в пределах которых нет развития и перспективного движения. Использование естественного рельефа - отражение синкретической картины мира, неотделенность не только от живой природы, но и от неживой - ландшафта. - достижение эффекта объема - попытка проникновения в третье измерение пространства, где возможно движение. (Что не удивительно: бизоны Альтамиры созданы много позже, когда человек уже достаточно овладел активной позицией, о чем свидетельствуют ранние культы. Цель культа - обеспечение благоприятствования путем задабривания, запугивания или вступления в соглашение с могущественными силами природы, с духами, что предполагает веру в возможность активного управления этими силами.) Изображение имеет четкий темный контур - Прием создания формы, отгороженной от бесформенного пространства вне рисунка (пространство вне н освоено путем приданоя ему произвольной формы) - Противопоставление "пространство - фигура", что свидетельствует о развитии предметного видения. Линия создает выпуклую форму, круглую форму, имеющую тенденцию к "захвату" пространства бесформенного, присвоение его космосом, оформленным пространством. Четко очерченная фигура воспринимается как плотное тело по сравнению с фоном стены - происходит отождествление с телом зверя. ............ |