Часть полного текста документа:БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" (вариант № 1) "ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА" 1 курс заочного отделения (экстернат) проверил: преподаватель Еникеев Р.Н. УФА 2000 Г. ПЛАН. 1. Введение. 2. Фармационный подход к периодизации истории зарубежного государства и права. Марксистская теория. Теория И.М. Дьяконова. 3. Цивилизационный подход к периодизации истории.. Понятие цивилизации. Теория Освальда Шпенглера. Теория А.Дж.Тойнби. Общая сущность цивилизационного анализа истории. 4. Возможный синтез подходов. 5. Список использованной литературы. Введение. В настоящее время существует много концепций (подходов), объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими история государства и права главным образом через призму классовой борьбы. Сейчас, в свете перемен, происходящих в российском обществе и сознании, в литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взглядов на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса. Канонизированный характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, независимых от воли людей связей производственных, личностных, субъективных. Это привело к широкому использованию в отечественной историко-правовой науке понятия "цивилизация", которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII века. Рассмотрим подробнее два подхода к периодизации истории государства и права зарубежных стран: фармационный и цивилизационный. 1. Фармационный подход к периодизации истории зарубежного государства и права. Марксисткая теория Намеченная Марксом еще в XIX веке и канонизированная в России Сталиным в 30-е годы XX века теория экономических формаций считалась единственно верной. Согласно этой теории, производительные силы, т.е. технология в сочетании с ее производителями, развиваются до тех пор, пока нуждам их развития соответствуют существующие в обществе производственные отношения. Когда это условие начинает нарушаться, развитие производительных сил затормаживается, что вызывает переворот в производственных отношениях, и одна общественная эпоха (формация) сменяется другой. Маркс различал азиатский, античный и буржуазный (капиталистический) способы производства как "прогрессивные эпохи общественной формации". Позднейшие марксисты заменили понятие "эпохи общественной формации" термином "общественно-экономическая формация" применительно не ко всему процессу, как у Маркса, а к каждой отдельной его стадии. И таких стадий (формаций) было вычленено пять: доклассовая (первобытная); три классовые, или антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая) и коммунистическая которая должна была наступить, ее начальным переходным этапом которой являлся социализм. Под "капитализмом" Маркс подразумевал способ производства, при котором буржуазное меньшинство эксплуатирует трудящееся большинство - пролетариат, и определял этот способ производства как одну из переходящих ступеней общественного развития. ............ |