Выпускная квалификационная работа
По специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Педагогические средства развития культуры речи младших школьников
Научный руководитель:
Кафедры русского языка с методикой преподавания
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развитие речи младших школьников
1.1 Речь: понятие и виды
1.2 Речевая деятельность в связи с понятием «культура речи»
1.3 Речевые ошибки и причины их возникновения
1.4 Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи младших школьников
2.1 Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
2.3 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 120
Введение
Актуальность исследования. Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно.
Данное положение обусловлено тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допускаемой учеником, и соответственно подобрать нужное упражнение для ее исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)
Исходя из актуальности, для практики начальной школы нами сформулирована тема исследования: «Педагогические средства развития культуры речи младших школьников».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие культуры речи как условие успешного обучения младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. ............