МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
С КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ: Особенности становления культуры средних веков
Выполнила студентка 33 группы
Сергиенко Александра
Киев 2009
Основные факторы становления культуры средних веков
По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смерти не было ничего прекрасного. Однако она не умерла, поскольку цивилизации не умирают, а вывела в средневековую культуру огромное количество своих особенностей и оснований” [168, с. 18]. Среди них следует выделить три важнейших, заложивших фундамент средневековой культуры в Европе.
Во-первых, одухотворяющее воздействие античной культуры, не иссякавшее на протяжении всего средневековья. Античная культура — это образ жизни, способ мышления и деятельности своих создателей. Она настолько глубоко вошла в жизнь Европы, что образовала монолит, который невозможно уничтожить. Его можно лишь переосмыслить, изменить детали, приспособить к новым обстоятельствам истории. Античность живет и во всех последующих культурах, а средневековье — самая близкая к ней во времени. Особое место в монолите античности принадлежало римской культуре, оказавшей влияние на все государства, возникшие на территории Римской империи, принесшей к ним свой язык, формы организации общественной жизни, религию, традиции. На роль преемника античной культуры претендовала прежде всего Византия — часть бывшей великой Римской империи. Византийские императоры долго пытались поддерживать величие “Второго Рима”, и Византия стала одним из посредников в передаче античного наследия в Европу.
Во-вторых, последние римские императоры, решив, что прежние боги бесплодны в своем покровительстве, сделали христианство государственной религией на огромной территории. Столкновение античного политеизма и христианского монотеизма, раскачивая чашу весов средневековья то в одну, то в другую сторону, наложило отпечаток на все формы жизнедеятельности людей, соединилось в удивительном и неповторимом качестве средневековой культуры.
В-третьих, рассматривая культуру средневековья, не стоит забывать, что Римскую империю со всех сторон окружали варвары, для которых она в последние годы своего существования выступала общим врагом. Рим не признавал варваров равными себе, они были для него постоянным поставщиком рабской силы для тяжелых и грязных работ и наемных солдат для охраны своих границ. Поэтому понятно стремление варварских племен отстоять свой образ жизни, свои обычаи, предания, мифы, легенды и песни, которые спесивый Рим всегда воспринимал как нечто дикое и несообразное. Но как бы ни воспринималась варварская культура их более просвещенными соседями, она существовала и утверждала себя в действительность наряду с античностью и христианством.
Таким образом, средневековая культура представляет собой единство античного, варварского и христианского начал. И это единство реализуется как главное противоречие средневековья на всем ее протяжении: и античное, и варварское начала были связаны с язычеством, его многобожием, одухотворением и обожествлением природы, обрядами. ............