MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> История -> Особенности русского общественного сознания в старообрядческих сочинениях XVII в.

Название:Особенности русского общественного сознания в старообрядческих сочинениях XVII в.
Просмотров:141
Раздел:История
Ссылка:Скачать(34 KB)
Описание:В отечественной историографии ещё в XIX в. сформировались две основные концепции главных особенностей русской общественно-политической мысли XVII в. Одна исходила из полного господства в общественном сознании «наивного монархизма».

Часть полного текста документа:

Особенности русского общественного сознания в старообрядческих сочинениях XVII в.
    П.В.Лукин
    В отечественной историографии ещё в XIX в. сформировались две основные концепции главных особенностей русской общественно-политической мысли XVII в. Одна исходила из полного господства в общественном сознании "наивного монархизма" и "царистских иллюзий" и принципиальной невозможности в связи с этим реальной, продуманной, целостной критики существующего строя; сторонники второй рассматривали все проявления социального протеста в XVII в. как свидетельство нарастания "демократических" (как писали историки-народники XIX в.) или "антифеодальных" (по выражению историков-марксистов XX в.) настроений в обществе.
    Однако, в последнее время появилась и третья точка зрения, получившая отражение, например, в работе А.Л.Юрганова. По его мнению, со времени образования единого Русского государства в общественном сознание господствовала идея о том, что все люди являются "холопами государя" - великого князя, а потом царя. При этом она своеобразно сочеталась c христианским представлением о свободе личности, её "самовластии". Исследователь полагает, что "идея о "самовластии" была известна Древней Руси, но выражалась она только в том, чтобы определить самодержавство одного человека - русского князя, которому Богом дано владеть людьми... Его (русского человека - П.Л.) еще не мучает сознание того, что всякий христианин - не только великий князь - самовластец по природе своего рождения и бытия..." 1 Так ли это? Действительно ли существовавшая в Русском государстве форма обращения к царю ("я, холоп твой государев") означала, что людей того времени "не мучила" проблема соотношения огромной власти, которой обладал монарх, являвшийся, по народным представлениям, уступавшей по своему значению только Богу сакральной фигурой, и "самовластия", достоинства отдельной личности? На наш взгляд, дело обстоит совершенно иначе. И ярче всего это видно по старообрядческим произведениям XVII в., на которые А.П.Юрганов ссылается, но не подвергает подробному анализу с этой точки зрения.
    Прежде всего, надо отметить, что старообрядческие писатели XVII в., несмотря на оказанное на них реформами патриарха Никона существенное воздействие, продолжали рассматривать царя и царскую власть в качестве ценностей высочайшего значения. Сначала они вообще не связывали "новины" с деятельностью "праведного" и "благочестивого" государя; потом они решили, что он околдован тёмными силами (материализацией которых был, с их точки зрения, Никон) и повели борьбу за "спасение" царя; когда эта борьба не принесла успеха и лидерам старообрядцев стало ясно, что именно царь является инициатором церковных реформ, часть примирилась с властью, признав новые обряды (Иван Неронов, игумен Феоктист, Герасим Фирсов и др.), часть (пустозерские узники, инок Авраамий, соловецкие иноки и др.), наоборот, - стала рассматривать царя как врага "истинной" веры и даже, по словам одного из самых последовательных "расколоучителей" дьякона Фёдора, как "рожка антихристова".
    На основании произведений оставшихся верными "старой" вере авторов в историографии делался вывод об "антицаристской" и даже "антифеодальной" 2 направленности их полемики. Такие оценки уходят своими корнями ещё в народнические теории о расколе как о проявлении борьбы народа за свободное развитие "начал общинной жизни", которые заключались в "духе мирской инициативы и мирской круговой поруки" 3; как движении "противогосударственном" 4. ............




Нет комментариев.



Оставить комментарий:

Ваше Имя:
Email:
Антибот:  
Ваш комментарий:  



Похожие работы:

Название:"Домострой" протопопа Сильвестра как памятник отечественной культуры XVI века
Просмотров:366
Описание: Федеральное агентство по образованию Кафедра истории Дисциплина:  Культурология Курсовая работа   «ДОМОСТРОЙ» ПРОТОПОПА СИЛЬВЕСТРА КАК ПАМЯТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА

Название:Никон и Аввакум как оппоненты
Просмотров:311
Описание: Министерство образования Российской Федерации университет Реферат на тему:   Никон и Аввакум как оппоненты Выполнил:   Томск – 2003 Никон и

Название:"Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" как автобиографический жанр
Просмотров:272
Описание: Оглавление Введение Глава I. Основные этапы развития агиографической литературы Глава II. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как автобиографический жанр Заключение Список использованной

Название:Эсхатологические и апокалиптические мотивы в сочинениях протопопа Аввакума
Просмотров:200
Описание: Ранчин А. М. Эсхатологические, связанные с идеей конца света, и апокалиптические, заключенные в себе представления о грядущем Страшном суде, мотивы, естественно, проходят через множество произведений старообрядц

Название:Житие протопопа Аввакума и автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI—XVII вв.
Просмотров:183
Описание: Ранчин А. М. В древнерусской литературе существует целый ряд произведений, посвященных описанию событий жизни их составителей. Древнейшим памятником, содержащим автобиографические элементы, является Поучение к

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru