Часть полного текста документа:Особенности политического развития и культуры республики Хакасия Воронков В.Н. Конец ХХ века ознаменовался грандиозными переменами во всех сферах жизни Российской Федерации. Они затронули не только традиционные области, такие как экономика, государство и власть, право и закон, культура, образование и наука, средства массовой информации, но также вызвали к жизни новые, ранее неизвестные в нашей стране общественные институты. Если например, взять только сферу политики, то там мы наблюдаем появление таких новых для нас понятий, как президентская власть, парламент состоящий из двух отдельно функционирующих палат, Конституционный Суд, многопартийная система, демократические выборы и свободное волеизъявление и т.д. Наконец у нас появилась и все больше набирает силу наука, которая призвана изучать все вышеизложенные явления - политология, значение которой ранее не придавалось и смысл ее нам становится понятен только сейчас, когда выяснилось, что политика, как и любая другая сфера, требует серьезного профессионализма, а следовательно, глубокого изучения. Но повторим еще раз, что это стало возможным только потому, что вся наша жизнь за последние десять лет подверглась серьезным переменам, и они стали реальностью потому, что в обществе, в сознании масс произошли также серьезные изменения. Семена реформ упали на благодатную почву, ибо народ, бывший десятилетиями пассивен и инертен, вдруг пробудился, в первые годы реформ показывал необычайную политическую активность (что выражалось в многочисленных митингах, демонстрациях, активном участии в разных движениях, создании многочисленных партий и союзов). И вот на всем этом фоне все большее значение стал приобретать вопрос - а насколько наше общество действительно готово к тому, чтобы широкие массы не на словах, а на деле наконец стали движущей политической силой в стране и сам народ смог взять на себя ответственность за судьбу России. Можно ли считать, что духовный, культурный уровень в стране таков, что соответствует подобным задачам, (и что нужно сделать, наконец, чтобы утверждения типа: "народ еще не готов, он еще не созрел", "Россия нуждается в твердой руке" и т.д. перестали определять общественную атмосферу, и быть тем политическим стереотипом, который бы влиял на развитие духовного сознания. Сегодняшняя российская общественно-политическая мысль, а с ней и наука в целом дают ответ на этот вопрос. Он заключается в изучении той сферы общественных отношений, которая получила наименование "Политическая культура" - сфера, тесно связанная с политической деятельностью, поведением людей, наконец это те их политические ориентации, навыки, стиль политического поведения. И особенный интерес представляет изучение этого явления на местах, в Российской глубинке, ибо судьбу страны, ее будущее будет определять успех реформ в провинции, так как ее населяет большинство россиян. [c.23] А если еще вспомнить, что нынешняя Россия - это федерация и по сути конгломерат не только областей, но и государств, многие из которых имеют юридически полунезависимый (а то и независимый статус), то именно в их процессе политического обновления, становления и роста политического сознания и культуры дают ответы на вопросы: быть России или не быть и какой ей быть - мощной, динамичной, с современной экономикой, цивилизованным и цивильным обществом или рыхлым, аморфным образованием со всеми признаками государства третьего мира. Вот почему так важно проследить все те новые тенденции, которые за последнее время разворачиваются именно в национальных субъектах России и дать им правильную научную оценку. ............ |