Красноярский государственный педагогический университет
Контрольная работа по логопедии
 Особенности коррекционной работы по формированию навыков звукоанализа  и синтеза
 
  Оглавление 
 
 Введение. 3
 I Характеристика речевого развития детей с нарушением интеллекта. 6
 1.1 Особенности фонетической стороны речи. 6
 1.2 Особенности лексической стороны речи. 7
 1.3 Особенности овладения синтаксической стороной речи. 9
 1.4 Особенности при овладении навыками связной речи. 10
 1.5 Использование речи как регулятора поведения. 11
 1.6 Особенности освоения навыков письменной речи. 12
 II Особенности коррекционной работы по формированию  звукового анализа и синтеза  18
 2.1 Выделение (узнавание) звука на фоне слова. 18
 2.2. Вычленение первого и последнего звука из слова. 21
 2.3 Определение места звука в слове (начало, середина, конец) 24
 2.4 Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове) 25
 Заключение. 31
 Список используемой литературы.. 33
  
 
  Введение  
 Актуальность исследования.
 Проблема развития речи детей - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально - волевых процессов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и другие).
 Речь - это язык в действии. Она не только образует единство с мышлением, но и связана с сознанием в целом. Без языка, без речи у человека нет сознания, ни самосознания. Речь пронизывает собой процесс формирования всех психических функций. 
 По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.
 На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
 Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением т.к. русское письмо является звуковым. 
  Несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.  ............