Материализм и идеализм в Древнегреч. Ф и Древнем Риме
Философия (любовь к мудрости) возникла в 1-м тыс. до н.э. в странах др. Востока (Индия, Китай, Египет), а затем уже в Др. Греции и Риме. В этих странах Ф является идеологией класса рабовладельцев, а противоречия между М и И отражают противоречия между демократическими и аристократическими группами рабовладельцев. 1-й этап – ранняя классика (7-5 вв. до н.э). Первые М учения возникли в Милете, крупнейшем городе Др.Гр. Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они признавали все природные явления материальными и видели их основу в естественном "начале": Ф – вода; А – беспредельную, неопределенную материю апейрон (частица); А – воздух. Все изменения в природе объясняются вечным движением материальных "начал", их бесконечным превращением. Боги не принимают участия в возникновении, развитии и уничтожении мира. Дальнейшее развитие М Ф получила в учение Гераклита Эфесского. Мир не создан Богом, но всегда существовал и будет существовать. В его основе лежит единое "начало" - огонь. Все в мира развивается благодаря возгоранию и угасанию огня.. Возникает стихийно-диалектич. подход к действительности – все изменяется, движется. Против М взглядов в рамках Мил. школы выступали пифагорейцы, Пифагор, проповедующие И идеи. В основе мира лежит число. Мир – это гармоническая система чисел и их отношения. Сторонниками религиозного учения о бессмертии души и о переселении души в тела людей и животных. Позже в 6-5 вв. до н.э. центром Ф стала Элея. Представители Элейской школы – Парменид, Зенон. Появляется категория бытия и ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Бытие можно познать только разумом, чувствам же бытие недоступно. Утверждается тождество бытия и мышления. Результат мышления – знания. Бытие неизменно, неподвижно. Возникает первая школа метафизики. В 5 в. до н.э. возникает новая форма М – атомистический М. Представители Левкипп, Демокрит. Мира состоит из атомов - простая, неделимая, находящаяся в постоянном движении частица и пустоты. Душа тоже состоит из атомов, но более мелких и тонких. 2-й этап – высокая классика (5-2вв.до н.э.). Появление софистов – платные учителя мудрости, обучали красноречию и умению вести спор. Создали науку о слове, заложили основу логики. Их внимание перенесено с проблем Космоса и природы на проблемы человека, общества, знания. Истина у каждого своя, как кажется так оно и есть. Софисты подвергались критике "Софистика – мнимая мудрость, а не действительная". Наиболее страстным критиком стал Сократ, который со своим учеником Платоном были наиболее крупными идеалистами Др.Гр., создавшие систему объективного идеализма. Природа – внешний мир – непознаваем, а познать можно только душу человека. Источником истинных знаний является сам человек, т.к. душа человека переходя из одного тела в другое, накапливает опыт, который может быть использован в дальнейшей жизни. Дал классификацию формам правления, на первое место ставил аристократию. Основной принцип "познай себя сам". Его ученик Платон создал учение об идеях: мир идей первичен, мир вещей вторичен. Выступал как диалектик – идеи находятся в постоянном движении и развитии. Создал учение об идеальном государстве, которым должны управлять мудрецы – философы. ............