Часть полного текста документа:Организация работы учащихся с биологическими терминами на примере курса "Человек и его здоровье" А.Д. Тяпкина, Т.Н. Хрусталёва Слово "термин" в переводе с латинского terminus означает "граница, предел". Термин - это слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин служит названием понятия и отражает содержание его. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит отражение в термине. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину понятия. Это особенно важно при усвоении учащимися основ науки и познании ее сложного языка. При изучении биологии продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, а требует специального управления. Учитель в процессе обучения должен создать специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Одно из таких условий - систематическая терминологическая работа. Понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. Поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения: 1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия; 2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия; 3) установить внутрии межпредметные связи; 4) проанализировать, как у учащихся формируется система ведущих понятий. Качество усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих методов и приемов: 1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух; 2) работа над усвоением орфографии новых терминов; 3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях; 4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием; 5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов; 6) морфологический и фонетический анализ терминов; 7) аналитико-синтетический анализ; 8) использование терминов в различных учебных ситуациях [2]. Рассмотрим особенности работы с терминами при изучении курса "Человек и его здоровье". В содержании настоящего курса выделяют физиологические, санитарно-гигиенические, общебиологические, цито-гистологические, медицинские и другие понятия. Все они тесно связаны между собой. Поэтому в процессе формирования понятий следует устанавливать связь между ними и следить за их постепенным развитием. У учащихся к моменту начала изучения раздела "Человек и его здоровье" уже должен быть накоплен опыт работы с биологическими понятиями. У них уже развиты абстрактное мышление, память, Ярославский педагогический вестник. 2004. No 3 (40) Стр. ............ |