Часть полного текста документа:САНКТ -ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК РЕФЕРАТ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ВВЕДЕНИЕ В СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Оперы Чайковского и развитие музыкального театра СТУДЕНТКИ 1 КУРСА ЯРЫГИНОЙ МАРИИ Преподаватель Климовицкий А.И. СПБ 2003 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 РАСЦВЕТ РУССКОЙ ОПЕРЫ. 3 ЛИРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРЫ. 4 ПРИЁМЫ ОПЕРНОЙ ДРАМАТУРГИИ ЧАЙКОВСКОГО. 7 "ПИКОВАЯ ДАМА". 9 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИБРЕТТО "ПИКОВОЙ ДАМЫ". 12 РАЗБОР ОПЕРЫ "ПИКОВАЯ ДАМА". 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 14 "Оперы следует писать (впрочем, точно так же, как все остальное) так, как Бог на душу положит. Я всегда стремился как можно правдивее и искренне выразить музыкой то, что имелось в тексте..." Из письма Чайковского Танееву. Введение Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы -Евгений Онегин, Пиковая дама, Мазепа", "Черевички" и другие - идут на различных сценах во всем мире, ими восхищаются миллионы любителей музыкального театра. Многие оперы гениального русского композитора поставлены за рубежом, где они также снискали признание слушателей Опера - самый любимый жанр композитора, он любил ее больше симфоний, больше романсов и сонат, любил за демократичность, за ту свободу в выражении чувств, которую он мог в ней себе позволить. Для своих произведений в этом жанре он чаще всего выбирал именно свободные, простые сюжеты, без детективных элементов, без массовых хоровых сцен, без огромного количества действующих лиц, что так любили, например, Вагнер или Верди. Расцвет русской оперы. Чайковскому приходилось преодолевать много различных препятствий, чтобы поставить свои произведения на сцене. Ведь в 60-70-е годы прошлого века, когда появились первые его оперы, не существовало никаких оперных театров, кроме казенных, или императорских, которые управлялись министерством царского двора. Театрами заведовали высокопоставленные чиновники, в большинстве случаев не имевшие никакого отношения к искусству. И они-то решали судьбу произведений великих художников: жить или не жить опере, будет ли она поставлена или нет. Не только Чайковскому, но и Римскому-Корсакову и другим русским композиторам приходилось бороться за то, чтобы их произведения попали на императорскую сцену. Вкусы высшего света по большей мере были консервативными; больше всего великосветская публика любила итальянскую оперу. В обеих столицах - Петербурге и Москве - выступали специально приглашенные двором итальянские оперные труппы. Они находились в отличных условиях - итальянским артистам платили гораздо больше, чем русским, их постановки богато оформлялись. А русские оперные труппы существовали на втором плане; декорации для постановок русских опер часто были "сборные" (то есть собранные из различных спектаклей), оркестр - меньшего состава. Правда, с 70-х годов, с тех пор как главным дирижером русской оперы в Петербурге стал талантливый чешский музыкант Эдуард Францевич Направник, дела русской оперы несколько поправились. Отличная подготовка оперных партий даровитыми русскими певцами, общая высокая культура исполнения и, главное, введение в репертуар сочинений русских композиторов сделали свое дело. К 80-м годам итальянская опера была вытеснена русской, выдвинувшейся на первое место. ............ |