Общество как развивающаяся система
  
  СОДЕРЖАНИЕ
 1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
 1.1 Системные представления о социуме в истории философии
 1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
 1.3 Материальное производство — основа существования и развития общества
 1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
 Список использованных источников
 общество социум философия система
  1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
  
 1.1 Системные представления о социуме в истории философии
 Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
 О. Конт выделил в социологии социальную статику и социальную динамику. Статика изучает природу социальной связи через взаимоотношение социальных институтов как элементов единого социального организма (системы). Динамика исследует процессы и законы социальных изменений.
 Общество, по мнению Герберта Спенсера (1820 - 1903), состоит из трех главных систем: производящей средства для жизни, распределительной и регулятивной. Подобно биологическим организмам, общество развивается от простейших форм к более сложным. Оригинальны суждения философа о росте многообразия, дифференциации общественного развития (социальном расслоении, появлении новых организаций) при одновременном усилении связей, о том, что социум не должен поглощать отдельную личность.
 Некоторые моменты идеализированной модели общества К. Маркс выразил так: «...Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. 
 Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства». «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В письмах к П.В. Анненкову Маркс писал о соотношении способа материального производства, гражданского общества и политического строя.
 Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918), излагая марксистское понимание взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания, предложил следующую схему этого взаимоотношения: 
 1) состояние производства на определенном этапе его развития; 
 2) социально-политический строй, выросший на данной экономической основе; 
 3) психика общественного человека, или общественная психология, определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем; 
 4) высшие формы общественного сознания, отражающие различные стороны жизни общества. 
 Каждый из этих элементов взаимодействует с другими: взаимовлияние идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Но определяющим выступает влияние, идущее от производства к общественному сознанию.
 Целый ряд идей, характеризующих сложно развивающиеся социальные объекты, высказали представители культурно-деятельностных концепций общества.  ............