Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра стилистики языка
Образ главного героя в романе
Людмилы Улицкой «Искренне ваш Шурик»
Курсовая работа
по стилистике
студентки 3 курса 3 группы
Безматерных Екатерины Александровны
Научный руководитель
доцент Десюкевич Ольга Ивановна
Минск
2007
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Теоретические аспекты коннотации
1.2. Субъективные и объективные факторы в оценке
3. Улицкая как мастер слова…
4. Роман «Искренне ваш Шурик»
5. Образ Шурика Корна
5.1. Имя и фамилия главного персонажа
5.2. Вера, Елизавета Ивановна, Шурик и Людмила Улицкая
5.3. Шурик и Лиля Ласкина
5.4. Отношение Шурика к самому себе
5.5. Шурик и его женщины
Заключение
Приложение. Словесное мастерство Людмилы Улицкой
Список литературы
Введение
О русской женской прозе начинают говорить в конце 80-х-начале 90-х. В литературных журналах одно за одним появляются новые женские имена, выходят целые сборники. Тогда же в литературу приходит и Людмила Евгеньевна Улицкая.
Творчество писательницы ещё не достаточно изучено литературными критиками. Но в учебниках по современной русской прозе о ней не забывают[1].
Почему мной выбрана именно эта тема? Потому что в мирах, созданных Улицкой, мне уютно. Иногда хочется там поселиться или увидеть окружающую меня действительность глазами писательницы. «Искренне ваш Шурик» для меня одно из самых интересных произведений Улицкой. Оно достаточно «компактное» и не переполнено идеями, как некоторые другие её творения, поэтому я имела меньше шансов «заблудиться».
Роман вышел в 2004 году. Он не получает такой известности, как экранизированный и вознаграждённый «Букером» «Казус Кукоцкого», однако воспринят с интересом. И критики уверенно пишут, что талант Улицкой как романиста подтвердился.
Шурик Корн – интеллигентный мальчик, наделённый талантом «уметь жалеть». В прессе задаются вопросом: уж не герой ли нашего времени персонаж Улицкой?
Определиться с подходом к изучению романа было не просто. Образ человека раскрывается не только в литературоведенье, но и в лингвистике. Таким образом, цель моей работы определилась следующая: раскрыть образ Шурика, попытавшись посмотреть на него глазами Людмилы Улицкой и многочисленных женских персонажей. Образ Шурика исследовался мной следующим образом: через номинации собственного имени и предикаты, приписываемые персонажу.
ТЕРОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические аспекты коннотации
Изучением коннотации занимались Н. Г. Комлев, Э. С. Азнаурова. Термин «коннотация» трактуется по-разному. Мы же остановимся на подходе И.В. Арнольд.
«Лексическое значение каждого отдельного лексико-семантического варианта слова представляет сложное единство. Состав его компонентов удобно рассматривать с помощью изложенного выше принципа деления речевой информации на информацию, составляющую предмет сообщения, но не связанную с актом коммуникации, и информацию, связанную с условиями и участниками коммуникации» [2 ; 153] В лексическом значении выделяют несколько аспектов – сигнификативный, денотативный и коннотативный. ............