Часть полного текста документа: ЛЕКЦИЯ 1: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Целью этого курса является попытка показать взаимодействие научных представлений, метода и стиля научного мышления с культурным фоном цивилизации, давшей им жизнь. Более правильным было бы назвать этот курс "Наука в контексте культуры". Как любой текст предполагает в качестве контекста "вкус, цвет и запах" времени, в которое он был создан, так и движение научной мысли происходит не в вакууме, а в определенном культурном пространстве. Способ существования человека, живущего в этом культурном пространстве, во многом задается часто не осознаваемым, но прочно вросшими в его подсознанание интуициями и эти же интуиции пронизывают собой творимые им науку, искусство, религию. Так, основная интуиция античности - это воспринимаемое чувственно- материально и прежде всего оптически гармоническое физическое тело, - отсюда яркие зрительные образы, используемые Платоном при описании своих идеальных сущностей; отсюда такое внимание, которое уделяет "отец современной атомистики" Демокрит размерам и форме придуманных им атомов (существуют атомы гладкие и круглые, как шар, существуют крючковатые, как колпак клоуна и т.д.), отсюда статичность и созерцательность античного мировоприятия, отсутствие в античной культуре сильно развитого чувства истории. Отсюда подчиненность античной религии античному искусству, подчеркнутая эстетичность античных богов. И, естественно, что тот же подход во многом определяет и мышление античной науки - прежде всего, математики. Так, известно, что античная математика - это, главным образом, геометрия, даже стереометрия и все алгебраические задачи формулировались и решались ею на геометрическом языке. И пределы античной математики определены именно внутренними возможностями этого языка; вершиной геометрической алгебры стало решение некоторых уравнений четвертой степени. Для дальнейшего движения вперед требовался новый язык, который мог возникнуть, однако, лишь в другом культурном пространстве. Такое пространство было порождено новоевропейским сознанием, опиравшимся на столь не характерную для античности интуицию бесконечности. При этом внутри математики произошло очень существенное смещение акцентов. Диктат геометрии сменился диктатом анализа, построенного на такой же стремительной, как и вся новоевропейская культура, идее предела, место античной созерцательности и статичности заняли скорость и динамизм, на смену античному конструктивизму пришло понятие фукции и функциональной связи. Этот пример - достаточно характерный, но далеко не единственный показывает, как тесно наука и культура связаны между собой. Их взаимодействие является взаимодействием части и целого: хотя часть и целое могут рассматриваться до некоторой степени обособлено от целого, однако вне этого целого она мертва. Отсюда и внутренняя логика нашего курса. Структура его такова: после двух вступительных лекций мы обратимся к наиболее крупным цивилизациям древности и европейскому средневековью, причем сначала будут изложены основные мировозренческие установки человека изучаемой культуры, стиль его мышления, восприятия им мира и своего места в нем, и только потом разговор пойдет о науке, рассматриваемой на уже заданном культурном фоне. Однако "менталитет" человека древности существенно отличен от "менталитета" нашего современника, поэтому, для облегчения процесса адаптации в необычном культурном поле нам необходимо сделать несколько вступительных замечаний. ............ |