Владимир Викторович Глyxoв, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 
  Необходимость принимать решения пронизывает все, что делает управляющий, когда формулирует цели и добивается их достижения. Принятие решения — составная часть любой управленческой функции. Процесс обдумывания может представлять трудность для отдельного человека или группы в целом. В такой ситуации следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа: сортировку вариантов и конкретизацию их причин, прогнозирование и анализ необходимых действий, выработку рекомендаций к действиям, выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы, разделение проблемы на части. 
  Оперативный менеджер — это руководитель, непосредственно, практически осуществляющий организацию процесса, способный быстро исправить или направить ход дел.
  Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей. В разных психологических концепциях интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью адаптации к различным обстоятельствам жизни. Важнейшими характеристиками интеллекта являются:
  глубина (способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины, глубинные закономерности); 
  критичность (объективная оценка предметов и явлений, желание подвергнуть сомнению гипотезы и решения); 
  гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе противоположную собственной); 
  широта ума (способность видеть проблему широко, во взаимосвязи с другими явлениями); 
  быстрота (скорость решения задач, способность вырабатывать много идей); 
  оригинальность (способность создавать новые идеи, отличные от общепринятых); 
  пытливость (потребность всегда находить наилучшее решение). 
  Основной инструмент интеллекта — мышление — процесс познавательной деятельности человека, установление связей и отношений между познаваемыми объектами. Для мышления выделяют операции, виды и формы.
  В качестве операций мышления выделяют:
  сравнение — сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними; 
  анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства; 
  синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое; 
  обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам; 
  абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других. 
  Виды мышления различают по четырем основаниям:
  по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); 
  по характеру задач (теоретическое, практическое); 
  по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное); 
  по степени новизны и оригинальности (нетворческое, творческое). 
  Говоря о форме мышления, выделяют:
  понятие — форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженную словом или группой слов; 
  суждение — утверждение или отрицание чего-либо (различают истинное и ложное суждение); 
  умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод (различают дедуктивные, индуктивные, умозаключения по аналогии). 
  Процесс обдумывания может представлять трудность для отдельного человека или группы в целом. В такой ситуации следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа: сортировку вариантов и конкретизацию их причин, прогнозирование и анализ необходимых действий, выработку рекомендаций к действиям, выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы, разделение проблемы на части.
  При рассуждениях можно использовать вспомогательные вопросы.
  Первый этап:
  Что случилось? 
  Каковы симптомы? 
  Что вас не устраивает? 
  Какая ситуация предпочтительнее? 
  Второй этап:
  Рассортируйте симптомы.  ............