УТВЕРЖДЕНО 
 на заседании кафедры общего и специального менеджмента 
  
 Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента» 
 для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации»
  
 1. Этапы развития теории и практики менеджмента. 
 2. Принципы современного управления. 
 3. Концепции научного и административного управления. Принципы А. Файоля. 
 4. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки. 
 5. Наука управления или количественный подход. Современные подходы к управлению 
 6. Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике. PEST – анализ. 
 7. Современный японский менеджмент. 
 8. Современный американский менеджмент. 
 9. Западноевропейская модель «мягкого» менеджмента. 
 10. Характеристики механистических организационных структур и сферы их эффективного применения. 
 11. Концепция жизненных циклов организации. 
 12. Управленческие роли менеджера. 
 13. Ограничения менеджера. 
 14. Организационная культура. 
 15. Цикл управленческого контроля и его основные этапы. 
 16. Модели и методы управленческих решений. 
 17. Сравнительный анализ теорий мотивации. Модель Портера – Лоулера. 
 18. Управленческая команда. Факторы, влияющие на эффективность команд. 
 19. Этапы развития команд. Типы управленческих команд. 
 21. Лидерство и власть в организации. Виды власти и влияния. 
 21. Лидерство. Личностные и поведенческие концепции лидерства. 
 22. Ситуационное лидерство. 
 23. Сущность стратегического менеджмента.Миссия и стратегические цели организации 
 24. Коммуникации в организациях. Обратная связь. Язык жестов. 
 25. Роль планирования в рыночной экономике. 
 26. Этапы планирования. Факторы, ограничивающие возможности планирования. 
 27. Система управления по целям. 
 28. Внутренняя среда организации. SWOT – анализ. 
 29. Создание организации (фирмы): концепция организационных полномочий. Статусы и роли. Эффективность. 
 30. Штабные, линейные полномочия в организациях и сферы их эффективного применения. 
 31. Управление изменениями. 
 32. Проблемы производительности труда: комплексный подход. Причины снижения темпов роста производительности труда на современном этапе. 
 33. Поведенческие различия в национальных бизнес-культурах. 
 34. Современные трактовки роли и содержания управления. 
  Составитель: Калашников Е.В., к.и.н., доцент кафедры общего и специального менеджмента
 
  1. Этапы развития теории и практики менеджмента. Сущ-ет много подходов к опр-нию понятия «мен-т». Можно расматривать мен-т как процесс управления людьми в орг-циях с применением специфических ф-ций мен-та. Мен-том также явл-ся орган управления на пр-и. По Файолю мен-т – это прогнозирование, планирование, организация и рук-во, координация и контроль. По Тейлору мен-т – это искусство точно представить, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. В соврем. лит-ре выделяется 2 подхода к опр-нию мен-та. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом мен-та как науки явл-ся экономический механизм управления, орг-ные структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления.  ............