Часть полного текста документа:Мировая пресса Британская модель Первые газеты современного типа, зависевшие от рекламы не меньше, чем от тиражей, и представлявшие собой смесь политических, экономических и светских новостей и комментариев, появились в Великобритании в середине 18 в. Будучи первой страной, пережившей промышленную революцию, Великобритания получила уникальную возможность обеспечить прессе крупные городские рынки сбыта, создать разветвленную сеть ее распространения и выпестовать целую армию рекламодателей - все, без чего газеты не смогли бы стать независимыми прибыльными предприятиями. В середине 19 в. большинство индустриальных стран Европы и Северной Америки имели газеты, созданные по британскому образцу. Многие из них были плодами экспансии Британской империи - например, "Торонто глоб" ("Toronto Globe"), появившаяся в Канаде в 1844, и "Мельбурн эйдж" ("Melbourne Age"), которая стала выходить в Австралии с 1854. Британское влияние сильно ощущалось в Индостане, где с 1836 стала выходить первая в мире газета на туземном языке - "Акбар" на урду. Основанная в 1838 "Таймс оф Индия" ("Times of India") была задумана как двойник лондонской "Таймс". Британская империя в конце 19 в. породила в Индии массу англоязычных газет, в том числе "Стейтсмен" ("The Statesman") в Калькутте и "Сивил энд милитэри газетт" ("Civil and Military Gazette") в Лахоре, где в 1880-е годы работал репортером Р.Киплинг. Поддержка Лондоном латиноамериканских стран, боровшихся за независимость от Испании, способствовала распространению там британской модели. "Эль меркурио" ("El Mercurio") была основана в Вальпараисо (Чили) в 1827, а "Эль комерсио" ("El Comercio") - в Перу в 1839. Египетская "Аль-Ахрам" ("Al-Ahram") возникла в 1876, а после создания в 1881 англо-французского кондоминиума ее субсидировали и поддерживали французы, в то время как англичане помогали ее конкурентке - "Мукаттам" ("Muqattam"). В 1868 начали выходить первые восемь газет Японии, став символом модернизации страны в эпоху реформ Мэйдзи. В 19 в. британская модель была не просто способом производства, финансирования и распространения газеты, она превратилась в активный политический феномен. При редакторе Томасе Барнсе (1818-1841) лондонская "Таймс" начала борьбу за принципы свободы прессы - право критиковать правительство и активно отстаивать собственную политическую позицию. В этом "Таймс" стала образцом для прессы всего мира. Луиджи Альбертини, отец современных итальянских газет и первый редактор "Коррьере делла сера" ("Corriere della Sera"), начинал свою деятельность в "Таймс". Французское правительство Третьей республики позаимствовало название "Таймс" для своей элитарной газеты "Тан" ("Le Temps"). Когда Джордж Браун, издатель и редактор "Торонто глоб", посетил Лондон в 1873 в ходе кампании против коррупции в правительстве, свой первый визит он нанес в редакцию "Таймс" для того, чтобы заручиться ее поддержкой. Коммерческий успех и рост доходности "Таймс", столь необходимый для обретения независимости, вдохновили ее конкурентов, которые предвидели возможность дальнейшего роста доходности газет за счет гигантской аудитории, формирующейся благодаря распространению грамотности и повышению общего культурного уровня населения. Но в погоне за большой аудиторией эти газеты изменили присущим "Таймс" высоким требованиям интеллектуальности и элитарности. Публикация написанных рублеными фразами коротеньких заметок, изобилие иллюстраций, вынос скандальных новостей на первые полосы (чего "Таймс" не делала вплоть до 1966), максимум новостей спорта и обывательских сенсаций и минимум политики и зарубежных событий стали характерными чертами массовых газет конца 19 - начала 20 в. ............ |