СОДЕРЖАНИЕ
1. Смысл международного стратегического планирования
2. Система отбора персонала в международных корпорациях
3. Особенности международных инвистиционных операций украинских корпораций
1. Смысл международного стратегического планирования
В международном менеджменте стратегия - весь комплекс действий, связанный с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ международных корпораций.
Стратегия — это создание уникальной и выгодной позиции, что предусматривает определенный набор видов деятельности. [Портер].
Стратегия — это процесс создания стойких конкурентных преимуществ компании и их снижения у соперников» [Аакер].
Стратегия — это взаимосвязанный комплекс действий, которые осуществляет фирма для достижения своих целей с учетом собственного ресурсного потенциала, а также факторов и ограничений внешней среды. Стратегия — это объединенный план, что связывает все составные элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составные стратегии должны быть интегрированы и совместимые между собой» [Билошапка, Загорий].
В трудах известных специалистов по вопросам стратегического менеджмента наводится пять подходов к определению категории «стратегия» — так называемые 5П. Стратегия как:
- план
- принцип поведения
- позиция
- перспектива
- прием с целью перехитрить конкурента [Минцберг, Альстренд, Лемпел].
В процессе самостоятельного изучения темы важно воспринять принципиальную особенность стратегического планирования в международных корпорациях. Она заключается в том, что международным компаниям приходится при разработке стратегий делать сложный выбор между глобализацией и национальной преданностью. Этот выбор иллюстрирует приведенная матрица (рис. 1).
Авторы этой матрицы К. Барлетт и С. Гошал в процессе исследования практики международного менеджмента выявили конфликт между стремлением корпораций сделать свой бизнес однородным по всему миру и соответствующим мировым стандартам, а, следовательно, и прибыльным, с одной стороны, и взвешивать на разницу национальных вкусов своих потребителей — с другого. Исходя из этих двух противоположных подходов, корпорация может воспользоваться преимуществами глобализации (квадрат 1) за счет преимуществ масштабов и ценовой конкуренции или же преимуществами дифференциации (квадрат 4), которая дает возможность предложить местным потребителям уникальные товары (услуги). Отмеченные квадраты являются сферами принятия простых, но рискованных стратегических решений.
Рис. 1. Матрица «глобализация — национальная преданность» (Barlett С. А., Ghoshal S., p. 129)
Другие сферы нуждаются в принятии менее рискованных, но сложных комплексных решений. Типичные стратегии для квадрата 2 связаны с наращиванием уровня международной стандартизации продукции или услуг, однако ситуации могут требовать децентрализации управления качеством и контроля и приспосабливаться к особенностям отдельных стран. В квадрате 3 потребности интеграции и дифференциации являются высокими. В этой ситуации сильное стремление интеграции производства должно соединяться с требованиями региональной дифференциации в маркетинге. ............