МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
 РЕФЕРАТ
 "Методы проявления системной идеи.
 Эвристические методы исследования систем управления"
 
  Методы активизации технологии творчества 
Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:
 движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;
 факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
 факторов торможения - внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
 Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. 
 Но продуктивность в свою очередь зависит oт искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.
 Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий - призраки познания. Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии.
 Первый вид заблуждений - это "призраки рода". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств. 
 К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психологическая инерция мышления).
 Второй вид заблуждений - это "призраки пещеры", к которым относятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки.
 Третий вид заблуждений - это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека. 
 Эти "призраки" состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.
 Четвертый вид заблуждения - это "призраки театра ", которые производны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений.
 Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:
 первое правило - принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно;
 второе правило - каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части;
 третье правило - в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания;
 четвертое правило - осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания.
 В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа.
 Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе А.Б. Потапова. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие законы развития систем и закономерности структурных преобразований систем.  ............