МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ
 СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
 ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
 ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
 Факультет олимпийского и профессионального спорта
 Кафедра теории физического воспитания,
 олимпийского спорта и образования
 РЕФЕРАТ
 по дисциплине: Теория и методика физического воспитания
 ТЕМА: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
 Донецк 2008
  План
 1. Понятие метод, его назначение и использование
 2. Требования к выбору методов
 3. Классификация методов
 4. Словесные методы обучения
 5. Наглядные методы обучения
 6. Практические методы обучения (метод строго-регламентированного упражнения и метод частично-регламентированного упражнения)
  1. Понятие метод, его назначение и использование
 Греч.metodos – способ изложения.
 Деятельность педагога главным образом направлена на формирование педагогических задач, эффективность решения которых обеспечивается методами включения детей в планируемый вид работы.
 Поэтому, метод обучения, правомерно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Следовательно, первостепенное значение метода – это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач.
 Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».
 Прием – это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» – являются приемом наглядного метода. «Страховка» – прием практического метода).
 Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение.
 Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.
 Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.
 Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.
 Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих путь реализации образовательных и воспитательных задач.
  2. Требования к выбору методов
 Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:
 1.Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.
 2.Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).
 3.Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.
 4.Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.
 Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.
 3. Классификация методов
 В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические.  ............