Часть полного текста документа:MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком Подход к формированию корпоративной стратегии, применявшийся McKinsey в 1970-е гг., можно схематически представить в виде матрицы портфельного анализа, в которой по одной оси определяется уровень привлекательности конкретной отрасли для корпорации, а по другой - конкурентоспособность бизнес-единиц этой корпорации на отраслевом рынке. Такая матрица позволяла отобразить потенциал повышения стоимости компании буквально на одной странице. Однако подобный подход можно было использовать лишь при разработке стратегии производства и продажи товаров или услуг, тогда как стратегия развития крупных корпораций должна включать в себя и способы достижения лидерства на рынке слияний и поглощений, на котором фирмы продаются, приобретаются, разукрупняются и приватизируются. Поэтому мы предлагаем новый метод формирования стратегии - MACS (market-activated corporate strategy, или активированная рынком корпоративная стратегия). MACS включает в себя последние разработки McKinsey в области стратегии и финансов. Как и старая матрица портфельного анализа, MACS позволяет определить относительную стоимость бизнес-единицы внутри холдинга, но добавляет новое измерение - целесообразность продажи бизнес-единицы другим владельцам. Основная идея MACS заключается в следующем. Если корпорация может извлекать из принадлежащей ей бизнес-единицы больше стоимости, чем другие потенциальные собственники, то такую бизнес-единицу следует сохранять. Решения о продаже нужно принимать, исходя не из привлекательности бизнес-единиц для корпорации, а из того, является ли для них эта фирма наилучшим владельцем. Оси старой матрицы портфельного анализа, отображающие привлекательность отрасли и конкурентоспособность бизнес-единиц, были совмещены в одну горизонтальную ось, которая показывает способность бизнес-единицы создавать стоимость. По вертикальной оси в MACS представлена относительная (по сравнению с возможностями других потенциальных владельцев) способность материнской компании извлекать стоимость из бизнес-единицы. Рисунок 1. Руководители корпораций могут использовать MACS так же, как матрицу портфельного анализа, представляя каждую из бизнес-единиц в виде окружности, радиус которой пропорционален какому-либо параметру - объему продаж, сумме инвестированного капитала, величине создаваемой данной бизнес-единицей добавленной стоимости. В итоге составляется общая картина, ориентируясь на которую, можно планировать процесс поглощений и продаж бизнес-единиц, определять стратегию приобретения новых корпоративных умений и навыков. Горизонтальная ось: потенциал создания стоимости Горизонтальная ось матрицы MACS показывает потенциальную стоимость бизнес-единицы как эффективно управляемого независимого предприятия. Иногда здесь достаточно дать качественную оценку, но когда необходима особая точность, следует рассчитать максимально возможную чистую приведенную стоимость компании (net present value, NPV) и увеличить ее на значение одного из трех параметров (объем продаж, сумма инвестированного капитала или величина добавленной стоимости). Тогда стоимость этой бизнес-единицы окажется сопоставимой со стоимостями других бизнес-единиц. ............ |