Часть полного текста документа:Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора Давидова М. Г. Петропавловский собор, спроектированный в виде европейской базилики,1 на первый взгляд, вместе с ее архитектурным пространством усваивает и европейскую логику живописного оформления наоса. Идея пути, которую предполагает базиликальный храмовый интерьер, раскрывается здесь в живописи как образ пути крестного. Изображение на стенах церкви скорбных событий Голгофской дороги, по которой шествовал Спаситель, оплакиваемый Своей Пречистой Матерью и иерусалимскими женщинами, довольно часто встречается в качестве храмовой декорации неправославных храмов. Остановки Господа, сгибающегося под тяжестью Креста, Его встречи с Богородицей и святой Вероникой могли быть представлены в таких храмах среди других сюжетов Страстного цикла2. Эта традиция дошла и до наших дней. Если мы посетим петербургский костел Успения Божией Матери, принадлежащий католической семинарии, мы увидим на его белых стенах раскрашенные рельефы, посвященные шествию Спасителя на Голгофу и Его страданиям. Программа живописи Петропавловского собора чисто внешне ориентирована на инославный канон; однако, по своему смыслу примыкает к православной традиции. Страстной цикл является единственным изобразительным рядом северной и южной стен, в котором доминантное звучание приобретает тема крестного пути. Эта особенность живописной декорации формирует некий образ "первой ступени восприятия" храмового интерьера, связанный с обликом католической или лютеранской базилики. На "второй ступени восприятия" при осмыслении подбора сюжетов первоначальное впечатление корректируется, вбирая в себя новую парадигму значений. События Голгофской дороги не представлены в картинах Петропавловского собора подробно. Кроме композиции Игнатьева "Несение Креста" на северной стене, эта тема не была затронута живописцами. Ключом к пониманию комплекса Страстных изображений в целом служат росписи плафона (здесь живопись 18 в. не сохранилась - ее сменила работа Больдини 1877 г.3). Общая иконография росписей, однако, близка замыслу первой половины и середины 18 столетия (после пожара 1756 г.): по центру - херувимы с орудиями мучений, в боковых нефах - атрибуты архиерейского богослужения4. Связь композиций стен с последованием архиерейской службы дает возможность понимать живопись не просто в ее историческом, но в литургическом контексте. Идея крестного пути, таким образом, расширяется от образа Голгофской дороги до образа пути земной жизни Спасителя. Архиерей, облачающийся у западного входа, символизирует воплощение Сына Божия 5. Теме Боговоплощения посвящена композиция западной стены храма - "Рождество Христово" (южная сторона); "Вход Господень в Иерусалим" над дверью не только символически связан с идеей пришествия Христа (воплощение, Страшный суд), но знаменует собой начало событий Страстной седмицы. Вербное воскресенье Входа Христова в Иерусалим предшествует Великому понедельнику и следует за Лазаревой субботой (события Лазаревой субботы представлены в Петропавловском соборе на восточной стене с северной стороны). Картина "Воскрешение Лазаря" вводит в общий план живописи тему Воскресения и связана с символическим пониманием движения архиерея по храму. ............ |