1.Религия-первооснова  культуры
    Если вслед за древними понимать  культуру как служение  Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов  человечества это служение  проходило под знаком  поклонения  чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.
   Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности  в течение  многих столетий  было православие. Из 708  дошедших до нас рукописей  XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания.[1] Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура»  имеет глубокий социально-исторический смысл.  Н.А. Бердяев писал, что  культура родилась из культа. «Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные   основы. Это нужно  считать  установленным с самой   позитивно-научной точки зрения».[2] И даже такой, совсем нерелигиозный писатель, как М.Горький, считал, что «Бог есть комплекс… идей, которые будят  и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм». За это  высказывание  великий писатель даже получил грубейшую  нотацию от Ленина,  утверждавшего в этой связи, что « всякий боженька есть  труположество».[3]
   В современной социологии и общественной психологии слово «религия» нередко употребляется для обозначения  « любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо  группа людей и которая служит  индивиду схемой  ориентации и объектом  поклонения».[4]
   Первым, кто предложил   такой подход к религии, был один из основоположников философии позитивизма, французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он претендовал на то, чтобы превратить свое атеистическое учение  о всесилии идей  в некую «научную», «истинную» религию, которая должна была стать  новым фактором сплочения общества. «Идеи, - писал Конт, - управляют  и переворачивают мир… весь социальный механизм покоится  в конце концов на мнениях». [5]
   Без веры ни один  народ, ни одно общество существовать не могут. История не знает  стерильно безрелигиозных обществ и народов. Нельзя представить  ни одной  человеческой жизни, которая не опиралась бы на определенный комплекс верований- от самых примитивных до сложнейших философских систем. Человек как психобиологическое существо просто не может существовать  без веры в правоту своего миропонимания. Если этого нет, то нет и самого Человека.
   Сначала люди поклонялись фетишам и идолам, затем - многим  богам, еще позднее –единому Богу –Христу, Аллаху, Беде или Конфуцию, причем буддизм и конфуцианство  выглядят скорее не как религия, а как свод государственно-нравственных законов  и определенная идеология.
   В наше время атеисты, особенно политики и ученые гуманитарного профиля, поклоняются идеям, тем самым создавая себе новых идолов и богов, новые «мифы», называя их «позитивизмом», «научным  прогрессом». Однако принципиальной  разницы между религией (т.е. верой в Бога) и «научной» верой  в будущий земной рай, получившей  название «коммунизм», не существует. И христианство будет  отличаться  от «научного социализма»  только тем, что первое –это естественно развивавшаяся  две тысячи лет религия  Царства  небесного, а второй- наспех и грубо сработанная  псевдорелигия Царства  земного.  ............