Конец Люси – конец теории антропогенеза?
Колчуринский Н. Ю.
При наличии отсутствия
(И.Ильф и Е.Петров)
В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы
(Б. Окуджава)
Всем хорошо известно, что одной из фундаментальных идей эволюционного мышления является идея о происхождении человека от обезьяны.
Сама идея, по-видимому, возникла на основе сходства человека и человекообразных обезьян. В настоящее время преимущественно речь идет о морфологических сходствах и о сходствах на молекулярном уровне, хотя существуют и большие отличия на обоих уровнях. При чем некоторые из этих различий таковы, что думать о том, что когда-то существовала обезьяна - общий эволюционный предок для человека и шимпанзе не приходится (см.1, 2 ).
Сходства, однако, могут быть следствием не общего происхождения, а единого плана сотворения, а с эволюционной точки зрения существует еще и явление конвергенции, при котором, как считают эволюционисты, у достаточно далеких по своему филогенетическому происхождению животных могут развиваться сходные и даже почти идентичные системы органов. Как сейчас утверждают некоторые эволюционисты, идентичные структуры на молекулярном уровне также могут развиваться у весьма далеких с точки зрения филогенеза организмов (3).
Одни пример - из школьной программы по зоологии хорошо известно, что млекопитающие делятся на две большие группы: сумчатые и плацентарные. По данным зоологов, костный скелет такого сумчатого существа, как тасманийский волк, практически неотличим от скелета собаки. Мы видим, что с точки зрения эволюционной теории в этой ситуации, развитие по двум параллельным и весьма удаленным ветвям приводит к практически идентичным результатам. Это – с точки зрения эволюционистов следствие конвергенции.
Доказательства происхождения человека от обезьяны, оперирующие только сходством человека и обезьяны, являются слишком неоднозначными.
Значительно более серьезным, хотя также косвенным доказательством, была бы временная последовательность ископаемых переходных форм, которая бы составляла непрерывный эволюционный ряд от древних обезьян вплоть до человека современного вида.
Вот такой ряд якобы существует, и его пытаются эволюционисты демонстрировать как своего рода неопровержимое доказательство происхождения человека от обезьяны.
В настоящее время последовательность переходных форм, принятая в отечественной и зарубежной антропологии опирается в основном на известную модель эволюции человека, разработанную Джохансоном и Уайтом. Это – общеизвестная схема, взята из общепринятого в России учебника по антропологии (4).
На этой схеме мы видим эволюционное древо, на ветвях которого располагаются костные останки основных гипотетических предков человека и близких его родственников. Параллельно с черепами мы видим орудия труда, принадлежавшие соответствующим существам, которые также прогрессивно усовершенствовались, свидетельствуя о развитии интеллекта их изготовителей и пользователей, как считают эволюционисты. Наконец слева мы видим эволюционную шкалу в традиционных эволюционистских масштабах.
Рассмотрим, на сколько убедительны данные, представленные на этой схеме. Данная схема построена на основе целого ряда допущений, которые, безусловно, нельзя считать доказанными. Поэтому научная ценность этой схемы достаточно сомнительна, как таковая.
Перечислим эти допущения.
1. ............