Часть полного текста документа:Классификация наук (философская проблема). Краснова Е. М. Научно- технический прогресс XX века вызвал очередной всплеск в развитии учения о науке - наукознания, науковедения и, как следствие этого, очередные попытки классификации предмета этой науки. Обширный поток литературы по проблемам структуры науки и классификации наук делает возможным обойти историю вопроса и обзор современной литературы и воспользоваться позитивным изложением мнения автора. Наша попытка осмыслить принципы классификации наук вытекает из следующих положений. 1. Предложенные в последние годы классификации наук многовариантны, многофакторны и сложны в использовании [16, 19, 23]. Иногда эта сложность даже возводится в необходимый принцип [23]. Именно исключительная сложность задачи навела нас на мысль обратиться к испытанному в науке пути решения сложных задач - к простоте. 2. Наука, как и все сущее, как предмет исследования, подчиняется законам, открытым естественными науками. В частности, здесь представляется возможным использовать правила классификации, разработанные для систематизации объектов познания во всех науках [24]. Необходимо: А. Выделить делимое понятие и определить его содержание. Б. Установить объем понятия. В. Выделить типологические разряды классификации, установив существенные признаки, охватываемые данным разрядом классификации, т. е. определить основания деления, соблюдая правила деления объема понятия. Выделение понятия, определение его содержания и объема. НАУКА. В наиболее общем виде наука есть ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В СОЗНАНИИ, ПРЕОБРАЗОВАННОЕ (ПЕРЕКОДИРОВАННОЕ) В УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ И ПРИОБРЕТАЮЩЕЕ ТЕМ САМЫМ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. В таком определении логически включены многие характеристики, обычно признаваемые за наукой. Во- первых, как в античные времена, так и в новое время, за знанием признается онтологический статус [39]. Во- вторых, наука вполне естественная категория, так как является частью свойства отражения как всеобщего свойства материи. В- третьих, связь науки с сознанием - ее типологический признак, утверждающий, что наука - категория социальная, присущая только человеческому обществу (чем отличается от других явлений отражения в природе) [49]. Необходимо сказать, что статус Сознания в современной философии не ясен, несмотря на то, что еще Аристотель признавал элементы сознания единственными существенными признаками, по которым выделяется человек в биосфере [7]. На XVIII Всемирном философском конгрессе в Брайтоне (1988), посвященном проблеме человека, судя по впечатлениям советских философов, сущность человека определить не удалось и сознание как существенный признак социума вообще не фигурировало [48, 42]. Даже в сочинениях, специально посвященных сознанию, дефиниции этого феномена оставляют желать лучшего. В статье, посвященной другому вопросу, затрагивать проблему сущности сознания вообще бессмысленно. Тем не менее, необходимо сказать, что в предложенной мною классификации Природы [26] сознание получило статус одной из восьми форм существования материи, которая формируется в потоке материи, обладает непрерывным самодвижением в пространстве и непрерывно изменяется во времени. ............ |