Часть полного текста документа: Введение В наши дни компьютер - обычное явление. Мы привыкли к нему, как привыкли к нашим любимым книгам. Он больше не вызывает удивления и страха. Каждый второй умеет работать с компьютером. Машина, обладающая не ограниченными возможностями и потенциалом, машина, возможно, смертельно опасная для нас с вами... Но, по стечению обстоятельств, не заменимая. Этот "пластмассовый ящик" может хранить миллионы томов различной информации. И люди, при умении правильно работать с компьютером, могут всегда эту информацию использовать. Благодаря компьютерам в нашей жизни появилось много новых слов, связанных с ним. Одно из таких слов - Киберпанк. Цель данного исследования заключается в том, чтобы показать - киберпанк как часть молодежного движения ХХ века и культуры рубежа столетий в целом, доказать как из явления утопии он превратился в антиутопию, поставив сложнейшие философские и социокультурные проблемы сегодняшней реальности. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: * показать киберпанк как киножанр, проследить его трансформацию и влияние на современную зрелищность в кино. * проследить возникновение и историю киберпанка в литературе ХХ века, а также показать его эволюцию как жанра фантастики; * проследить историю молодежного движения киберпанка и показать как современная техника все радикальнее меняет облик современного мира. Источники по данной теме можно разделить на несколько групп: - Художественные произведения - "Сожжение Хром" (1982) и "Нейромант" (1984) Вильяма Гибсона, "Снятся ли андроидам электрические овцы" (1968) Филиппа Дика, "Кибернетическая смесь" (1982) Виктора Пекенилис, "Поколение П" (1999) Виктора Пелевина. Эти источники позволяют судить о киберпанке как жанре литературной фантастики и о соотношении его с другими явлениями в современном литературном мейнстриме. - Художественные фильмы - "Бегущий по лезвию бритвы" (1982) режиссера Ридли Скотта, "Матрица" (1998) братьев Вачевски, "Пятый элемент" (1997) Люка Бессона, "Джонни Мнемоник" (1981) Роберто Лонго, "Нирвана" (1997) Габриеля Сальватореса. Эти фильмы позволяют судить о киберпанке как явлении кинокультуры, а также предоставляют информацию для размышления: сделаны ли они действительно в жанре киберпанка и как киберпанк влияет на сегодняшнюю кинокультуру. - Документы киберпанка как молодежной культуры, в первую очередь "Манифест киберпанка", опубликованный в Сети, а также "Религия в киберпространстве" Мирза Бабаева и др. Сюда же можно отнести интервью различных писателей и режиссеров. Эти источники позволяют анализировать киберпанк наряду с другими явления молодежной моды и культуры. - Труды современных культурологов и теоретиков постмодернизма - Ж. Бодрийяра ("Злой демон образов", "Символический обмен и смерть") Б. Гройса ("Экранизация философии"), П. Слотердайка ("Кибернетическая ирония"), С. Жижека ("Матрица, Два вида извращения", "Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия"), А. Гениса ("Гипертекст - машина реальности"), М. Ямпольского ("Память и Тиресия: интерактивность и кинематограф"). Эти работы, опубликованные в журналах "Искусство кино", "Иностранная литература" и др., а также вышедшие в качестве отдельных книг, помогают нам разобраться в тенденциях развития современно культуры и понять киберпанк как яркое ее проявление. ............ |