Часть полного текста документа:Как приблизиться к Богу Михаил Румер-Зараев В стихах и прозе великий средневековый мыслитель выражал философскую концепцию, в которой потомки усматривали наиболее глубокое понимание религиозной специфики иудаизма Конец жизни этого великого еврейского поэта и религиозного мыслителя трагичен. Живя в средневековой Испании, то в христианской, то в мусульманской ее части, он долгие годы мечтал о Святой земле. И, наконец, на склоне лет, оставив любимую дочь и внука, друзей и богатство, собрался туда. Преодолев неисчислимые трудности и опасности, он добрался до Александрии и оттуда отплыл в Палестину. Далее, как гласит легенда, произошло следующее. У ворот Иерусалима он в слезах приник к земле, целуя ее и распевая свою знаменитую элегию "Сион, ведь ты спросишь о судьбе твоих пленников...", которую до сей поры ежегодно читают в синагоге в пост 9-го Ава. И в этот момент сарацин растоптал его копытами своего коня. Его звали Иегуда Галеви. Он родился по одной версии в 1075-м, а по другой - в 1086 году и погиб в 1142-м. Испания конца XI - начала XII века. В ивритских источниках она называется Сфарад. Испанские евреи - сефарды, жившие здесь с незапамятных времен, по некоторым данным со времен Первого храма, мало напоминали своих немецких единоверцев. Они участвовали в международной торговле, служили христианским королям и арабским халифам, поставляя двору министров и врачей, владели землей, которую у них никто не мог отнять. Испания "Если, -- пишет историк XIX века, - несмотря на все невзгоды, приведшие наконец к катастрофе (имеется в виду изгнание 1492 года - М.Р.), еврей стал испанцем по нравам и языку, по поведению и взглядам, если он выступал не сгорбившимся и приниженным, как еврей немецкий, а выпрямленным и гордым, если он принимал участие в увеселениях, не запрещенных религией, если его радовали музыка, танцы и пиршества, если он участвовал в рыцарских турнирах, если сохранил испанскую "гордость" до нынешнего дня, даже после многолетнего изгнания, если испанский язык, его второй родной язык, остался у него как сладкий звук воспоминания, несмотря на то, что прошло более трех столетий после того поколения, которое видело эту дивную страну, то причиной всего этого является святость земельной собственности". Пышным цветом цвела духовная жизнь. Близкие контакты с тогда еще молодым, полным творческих сил исламом, непосредственное общение с западной христианской культурой, оборачивающееся подчас острыми полемическими столкновениями, способствовали развитию в иудаизме религиозной философии, самобытной литературы и других проявлений национального духа. Испания того времени родила целое созвездие великих законоучителей, поэтов и религиозных мыслителей, почетное место среди которых занимает Иегуда Галеви. Он обладал поистине леонардовской разносторонностью. Врачебное искусство и участие в финансовых операциях принесли ему богатство. Философская и поэтическая деятельность - признание и почитание во всем еврейском мире. Уезжая в Палестину, Галеви совершил путешествие по городам Испании, и всюду еврейские общины устраивали ему восторженный прием, как признанному "королю поэтов". Во время этого окрашенного прощальной горечью путешествия на Восток он написал свои самые сильные, самые зрелые стихотворения и в том числе знаменитые "Сиониды", обессмертившие его имя. ............ |