МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 Учреждение образования “Брестский государственный университет
 имени А.С. Пушкина”
 Кафедра методики преподавания физики и ОТД
 Курсовая работа на тему:
 «Изучение тепловых явлений в школьном курсе физики»
Выполнил: студент 4 курса
 физического факультета
 специальность «Физика»
 Шустик Р.М.
 Проверил:
 Брест, 2009
  СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 1. ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛ
 2. ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ТЕЛ И СПОСОБЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ
 3. ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ
 4. КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ
 5. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЕМКОСТЬ ВЕЩЕСТВА. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ
 6. ЭНЕРГИЯ ТОПЛИВА. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА
 7. ПЛАВЛЕНИЕ И ОТВЕРДЕВАНИЕ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ТЕЛ
 8. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ И ОТВЕРДЕВАНИЯ
 9. ИСПАРЕНИЕ. КОНДЕНСАЦИЯ
 10. КИПЕНИЕ
 11. КОНДЕНСАЦИЯ
 12. ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
 13. РАБОТА ГАЗА И ПАРА ПРИ РАСШИРЕНИИ. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  ВВЕДЕНИЕ
 «Тепловые явления» включает систему понятий, формирование которых имеет важное мировоззренческое и политехническое значение. К ним относятся: тепловое движение, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, изменение агрегатных состояний вещества (плавление и отвердевание, испарение и конденсация) их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений, превращения энергии в механических и тепловых процессах, тепловые двигатели.
 Обилие понятий, которые нужно усвоить учащимся, требует тщательной разработки методики их формирования. Учитель при этом должен опираться на знания, полученные учащимися при изучении первоначальных сведений о строении вещества в VII классе, на понятия о работе и энергии. Это необходимо для объяснения сущности тепловых явлений и формирования основных понятий, таких, как тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества.
 Определённые методические трудности возникают в связи с устаревшей терминологией. Основные термины — «теплота», «количество теплоты», «теплоемкость», «тепловая передача», «теплообмен» — появились в период теплородных представлений, когда под теплотой понимали особую материальную среду. При современных взглядах на природу теплоты такая терминология затрудняет правильное понимание учащимися физической сущности данных терминов и понятий. Однако иной терминологии пока не существует.
 Для преодоления трудностей при изучении тем, связанных с формированием у школьников многих сложных и абстрактных понятий, надо идти по пути самого широкого использования демонстрационного и лабораторного физического эксперимента, решения задач и привлечения примеров из жизни, быта, природы и производства.
 В неявном виде в данной теме учащиеся знакомятся с первым законом термодинамики и в некоторой степени — со вторым.
  1. ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛ
  
 Приступая к изучению темы, необходимо повторить и уточнить с учащимися основные положения молекулярно-кинетической теории, поскольку на них придется опираться при изучении всего раздела.  ............