Меньшиков В. М.
Определяющее значение для развития образования в этот период имели идеи гуманизма и гуманистической педагогики. В развитие педагогического сознания эпохи Возрождения, гуманистической педагогики наибольший вклад внесли следующие деятели: А. Данте, Петрарка, Витторино да-Фельтре, К. Салютати, Л.А. Бруни, П.П. Верджерио, Э.С. Пикколомини, М. Фичино, Б. Кастильоне, Т. Мор, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Лютер, Ф. Меланхтон, М. Монтень, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон и др.
Алигьери Данте (1261–1321). Его творчество открывает эпоху Возрождения и новую эпоху в образовании. Данте не только реабилитирует древнюю культуру, но и показывает ее высокое воспитательное и духовное значение. Он утверждает в общественном сознании огромное значение образования в личном развитии, в личной жизни человека, в жизни общества.
Франческо Петрарка (1304–1374). Он считается первым гуманистом Европы. Ф. Петрарка первым в Европе осознал противоположность древней и средневековой культуры, древнего и средневекового образования и как альтернативу выдвинул требование энциклопедического образования, сердцевину которого должна была составлять древняя классическая культура. Он же утверждал первостепенную роль древней культуры не только в образовании, но и в воспитании, а также приоритет самообразования над образованием. Благодаря огромной переписке, исчисляемой сотнями писем, иногда представляющими научные трактаты, он стал источником и центром гуманизма в Европе. Его деятельность во многом способствовала творчеству других гуманистов, создавших новые формы образования.
Витторино да-Фельтре (1376–1446). Его педагогика, представленная в созданной им школе и ставшая выражением эпохи гуманизма и гуманистического образования, была ориентиром для многих гуманистов в их теоретических и практических педагогических поисках.
Колюччо Салютати (1331–1404). Видный деятель итальянского Возрождения. Велик его вклад в разработку идеологии нового, гуманистического образования. Достаточно сказать, что именно он ввел само понятие «гуманистическое образование». В основу этого образования он предложил положить древнегреческую и латинскую культуру. Салютати же разрабатывает основы нового содержания образования. Ему удалось по-новому осмыслить развитие человека и роль воспитания и образования в его развитии. С его точки зрения, хорошо воспитанный человек – это человек, получивший гуманистическое образование. Затем эту точку зрения будут разделять многие гуманисты.
Леонардо Аретино Бруни (1370–1444). Продолжил дело своего учителя К. Салютати – развитие гуманистической культуры и образования. Одним из первых В гуманистической педагогике обратился к проблеме женского образования.
Пьетро Паоло Верджерио (1370–1444). Автор первого специального педагогического гуманистического трактата «О благородных нравах и свободных науках». В своем трактате он изложил цели, содержание, формы и методы гуманистического воспитания и образования, обосновал их принципы и организацию.
Энео Сильвио Пикколомини (1405–1464). Крупнейший гуманист и ученый. Видный деятель католической церкви, в 1558 году он становится Папой под именем Пий XII. Много сделал для развития гуманистического образования, в частности, создал Базельский университет. Как теоретик педагогики известен своим сочинением «Письмо Владиславу, королю Богемскому и Венгерскому». ............