План:
I. Актуальность проблемы сознания человека. 2
II. Научное понятие сознания и его классификация. 5
1.Определение и структура сознания. 5
2.Истинное сознание и неистинное сознание. 6
3. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. 9
III. Истинно нравственная сфера сознания. 12
I. Актуальность проблемы сознания человека.
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (К.Маркс), одинаково как жить в окружающей нас природе и быть свободным от неё, так как человек к тому же ещё является природным существом – дитя природы. Но и ставить человека в зависимость (полную зависимость) как от материальной, так и от общества нельзя.
Ценностная сторона решения этой проблемы: «Поскольку мы находимся именно в таком положении, каждый человек должен в наших условиях проявить большую, чем до сих пор, личную решимость и взять на себя доступную только индивиду функцию выдвижения духовно-этнических идей. Ничто другое, кроме такого поворота в сознании множества людей, не в состоянии спасти нас» [7,c.270].
Массовый человек не в состоянии сделать такой ценностный поворот. Поскольку этот поворот происходит в индивидуальном сознании человека. Поэтому необходимо понять, что же собой представляет это сознание, для этого следует определить сущность сознания. И только философия способна взять на себя решение. И именно на философии лежит главная ответственность за то, что происходит в человеческом мире.
«Философия – это не отвлечённость от жизненных реалий человеческого мира, а философствование – не отвлечённое от этого мира умничанье и не каприз гения, который «глубоко мыслит», при этом «глубоко ошибаясь»» (М.Хайдеггер). Конечно, у сложных вопросов жизни не может быть простых до травиальности решений, это понятно. Но это не значит, что философия должна стоять в стороне, ничего не предпринимая для действительного решения важнейших и актуальных проблем человека и всего общества» [ 3,c.40].
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. «Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления» [ 6, c.288].
II. Научное понятие сознания и его классификация.
1.Определение и структура сознания.
История философии имеет одно определение сознания. Сознание – это чувственно-мыслящий поток, определённый актом выделенности человека из мира сущего, то есть актом «Я есть Я» или «Я есть» или «Я». Этот акт можно назвать актом самосознания. Здесь человек находится в рационально-научном познании окружающего мира, в рассудке этого познания. Человек существует как рассудочное существо – существо мыслящее, как общезначимое и поэтому достоверное.
Определение сознания как мысляще-чувственного потока, определено «я», меняет отношение к нему как к чему-то «высшему» по сравнению с животной психикой. ............