«Использование обобщений при обучении математике в средней школе»
  СОДЕРЖАНИЕ
  
 Введение
 Обобщение как метод научного познания в обучении математике
 Методические особенности использования обобщений в изучении теоретического материала
 Обобщение определений математических понятий и теорем
 Подведение под понятие
 Расширенные определения понятий
 Расширенные теоремы-свойства понятий
 Роль расширенных определений и теорем в процессе обучения
 Возможные обобщения теоремы
 Обобщения при решении задач на уроках математики
 Обобщение в преподавании математики
 Взаимосвязь обобщения и анализа
 Обобщение как пример варьирования при поиске решения задач
 Структурное представление технологии формирования обобщенного подхода к решению математических задач
 Обобщение как эвристический прием решения нестандартных задач
 Урок обобщения и систематизации знаний
 Заключение
 Литература
  ВВЕДЕНИЕ
  
 Известно, что математика оперирует определенными «идеальными» объектами. Однако все эти математические объекты отражают свойства материальных предметов и законы материального мира; их идеальный характер означает просто отвлечение от несущественных в момент рассмотрения свойств материальных вещей, благодаря чему исследуемые свойства выступают в наиболее общем и чистом виде. Поэтому все математические понятия и положения представляют собой знание наиболее глубоких и общих свойств реальной действительности.
 В процессе познания законов природы математик пользуется особыми математическими средствами, научными методами исследования. В процессе обучения учащиеся также ставятся в положение первооткрывателей математических истин (самостоятельно или с помощью учителя) и поэтому научные методы математического исследования в то же время служат и методами учебной работы учащихся.
 Основными методами математического исследования являются:
 1)  наблюдение и опыт;
 2)  сравнение;
 3)  анализ и синтез;
 4)  обобщение и специализация;
 5)  абстрагирование и конкретизация.
 В данной курсовой работе будет изучен такой метод математического исследования, как обобщение, и выявлено его место и значение в преподавании, так как процесс изучения математики в школе неотделим от процесса ее преподавания.
  ОБОБЩЕНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
  
 Г.И. Саранцев по характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания материала выделяет следующие методы обучения математике: 
 ·  индуктивно-репродуктивный (учитель создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в процессе рассмотрения частных случаев. Например, посредством решения задач на выделение ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, или решение задачи (изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем);
 ·  индуктивно-эвристический (метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Например, упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинаковыми основаниями);
 ·  индуктивно-исследовательский (метод заключается в проведении исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений.  ............