ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
 Доктор педагогических наук, 
 профессор Малашихина И.А.
 Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности.
 Программно-технические средства - являются материальной основой информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
 Информационные технологии характеризуются основными свойствами;
 -  предметом (объектом) являются данные;
 -  целью процесса является получение информации;
 -  средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
 -  процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с заданной предметной областью;
 -  выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
 -  критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
 В принципе нет таких монотехнологий, которые использовали бы только один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако, делая акцент на ту или иную сторону процесса обучения, технология приобретает некую характерность и получает от этого свое название (рис. 1)
                                                    
 Рис.1.Основные направления составляющих педагогических технологий в вузе.
 Рассмотрим суть технологий, представленных в блоках на рис. 1.
 Блок № «По научной концепции усвоения» включает в себя ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие и гельштат-технологии. Следует здесь же упомянуть и малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
 Блок «По ориентации на личностные структуры» - это информационные технологии; операционные; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные технологии саморазвития; эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные.
 Блок «По характеру содержания и структуры» включает следующие технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также моно- и комплексные (политехнологии), и наконец – проникающие технологии.
 В монотехнологиях весь учебно-воспитательные процесс основан на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – он комбинируется из элементов разных монотехнологий. Технологии, элементы которых особенно часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, называют проникающими.
 Блок «По типу организации познавательной деятельности и управлению ею» - здесь предложена также целая классификация педагогических систем (технологий). В частности, взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).  ............