Часть полного текста документа:Использование детского теста тревожности (ДТТ) в диагностике эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями развития Н.А. Деревянкина Современная психология - зарубежная и отечественная - насчитывает большое количество работ, посвященных дошкольному детству. Но лишь малый процент этих работ рассматривает эмоциональную сферу ребенка в качестве самостоятельного предмета исследования. Еще в меньшей степени изучена проблема детской тревожности. "Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение ее влияния на дальнейшее развитие ребенка... На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п." [1] Эта цитата объясняет наш интерес к эмоциональной сфере дошкольников и тревожности как одной из ее характеристик. Кроме уже названных проблем, существуют особые трудности работы с детьми с нарушениями развития. К числу таких трудностей относятся специфические требования к подбору адекватных методов исследования эмоциональной сферы и организации диагностической процедуры. Детский тест тревожности обладает рядом важных преимуществ: он не похож на учебные задания, так нелюбимые детьми с задержкой развития, картинки изображают житейские ситуации, переживаемые детьми ежедневно, наконец, само обсуждение сюжетов теста часто носит психотерапевтический характер, помогая ребенку осознать и сформулировать собственную позицию в подобных ситуациях. Наша статья посвящена результатам диагностики эмоциональных особенностей дошкольников с нормальным уровнем развития и с нарушениями развития. В число задач этой работы входит описание предварительных результатов исследования, их объяснение и интерпретация. Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить - какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях. Рис.1. Игра с младшим ребенком. (Ребенок играет с малышом). Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем). Рис.3. Объект агрессии. (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника). Рис.4. Одевание. (Ребенок сидит на стуле и надевает ботинки). Рис.5. Игра со взрослым. (Ребенок играет со взрослой женщиной). Рис.6. Укладывание спать в одиночестве. (Ребенок в трусиках и маечке идет к своей кроватке, родители сидят на диване спиной к нему). Рис.7. ............ |