Информационные технологии в профессиональной деятельности руководителя 
Усложнение экономических связей, возникновение новых технологий производства, предприятий, отраслей, расширение и углубление кооперации и специализации вызвали рост объемов информации, циркулирующей в народном хозяйстве, необходимость переработки которой привела к лавинообразно возрастающим психофизическим перегрузкам управленческого персонала.
 Это порождает сложные многоальтернативные проблемные ситуации, разрешение которых с выбором единственно правильного решения становится главной задачей руководителя.
 Скорость нарастания разрушительных для процессов управления последствий, вызванных указанными явлениями, носит взрывообразный характер. Это явление вошло в обиход как синоним катастрофического роста объемов информации, отрицательно воздействующих на человека.
 Необходимость противостояния этому явлению способствует развитию информационных технологий управления, основанных на информационных системах управления и использующих возможности компьютерных систем; вызывает появление экспертных и анализирующих систем, развитие устройств и программ для организации распределенного и удаленного доступа к данным в компьютерных сетях, ускорение реакции менеджера на изменение ситуации в реальных процессах управления.
  
 Знания и умения руководителя, необходимые для использования информационных технологий в управлении Системное применение компьютеров интенсивно расширяется. Возникший симбиоз вычислительных машин и человека в системах управления становится неизбежным и все более жизнеспособным.
 Системное применение компьютеров для обработки данных в целях принятия корректных и быстрых решений – закономерная реакция и средство эффективной организации информационной среды, в которой информационные взрывы, как диалектическое проявление научно-технического прогресса, являются ключевой проблемой для руководителя.
 Персональные компьютеры (ПК) и компьютерные системы – эффективные средства для анализа и принятия сложных управленческих решений. Современному руководителю необходимо владеть информационными технологиями управления, иметь навыки работы на персональном компьютере, быть знакомым с сетевыми компьютерными системами, уметь жить и работать в информационной среде и информационном обществе.
 Особая роль принадлежит системному взаимодействию руководителей разных рангов на основе информационных технологий с использованием компьютерных систем, что позволяет осуществлять управление через локальные и глобальные сетевые структуры, электронную почту и Web-серверы.
 Наибольший эффект в управлении достигается за счет системного согласования взаимодействий руководителя с другими категориями работников при помощи персональных компьютеров и компьютерных систем.
 Состав ПК, ориентированный на использование в сфере профессиональной деятельности руководителей, включает ряд устройств, которые условно можно разделить на:
 ·  внутренние (микропроцессор, ОЗУ, ПЗУ, системная плата, адаптеры);
 ·  внешние (клавиатуру; монитор; накопители на гибких магнитных (НГМД) и лазерных (CD-ROM) дисках; накопители на жестких магнитных дисках («винчестер»); печатающее устройство (струйный, лазерный принтеры); дополнительные периферийные устройства или модули профессиональной ориентации (МПО), которые повышают эффективность работы компьютера).
 В составе ПК для руководителей, связанных с обработкой и анализом технологических данных могут использоваться следующие модули профессиональной ориентации:
 ·  ввода-вывода дискретных сигналов;
 ·  ввода-вывода аналоговых сигналов;
 ·  ввода-вывода аналоговых и дискретных сигналов;
 ·  ввода-вывода информации по каналам общего пользования;
 ·  связи с аналоговой системой сигналов;
 ·  цифровой синтезатор и анализатор речевых сообщений;
 ·  связи с устройствами, использующими различные интерфейсы;
 ·  масштабирования и коммутации аналоговых сигналов;
 ·  ввода-вывода частотно-временных сигналов;
 ·  гальванической развязки аналоговых сигналов.
 Для подключения модулей профессиональной ориентации может использоваться блок расширения.
 Персональный компьютер руководителя, как правило, подключается к локальной сети, построенной на основе различных топологий.
 Программное обеспечение прикладных систем, предназначенных для профессиональной деятельности руководителя, включает:
 ·  системные программные средства;
 ·  базовые пакеты прикладных программ;
 ·  средства сетевой поддержки компьютеров в локальных и глобальных сетях;
 ·  системы прикладного программирования;
 ·  тестовые программные средства.
 Отметим также три важных аспекта профессиональных знаний и умений руководителя в условиях применения информационных технологий управления для принятия управленческих решений:
 Первый аспект
 Знание основ использования персональной компьютерной техники и внутренних структурных решений, в том числе:
 ·  организации памяти и использования данных;
 ·  организации использования прикладных программ;
 ·  организации информационных потоков.
 Второй аспект
 Информационные технологии личного применения персональной компьютерной техники:
 ·  основные информационные технологические операции на автоматизированном рабочем месте руководителя;
 ·  разновидности использования информационных технологий для достижения оптимального управления;
 ·  информационные технологии взаимодействия со смежными уровнями иерархии системы управления.
 Третий аспект
 Умение работать в различных классах информационных систем управления (базы данных, экспертные системы, системы принятия решений, гипертекстовые системы, локальные и глобальные сети) и знать:
 ·  структуру и функции автоматизированных систем управления различными объектами как основное средство руководителя;
 ·  особенности управления высокоинформированным персоналом, где руководитель выступает как главный эксперт;
 ·  технологическую информационную среду для эффективной работы руководителя;
 ·  информационные технологии, обеспечивающие формирование информационных ресурсов за счет комплексирования информационных компонентов для разрешения проблемных ситуаций в результате управления натурными, модельными и экспертными методами исследований проблемных ситуаций.
 Знания и умения руководителя как пользователя компьютерных систем Работа руководителя как пользователя компьютерных систем многогранна.
 Чтобы руководителю стать квалифицированным пользователем компьютерных систем, необходимо знать:
 ·  особенности представления управляемого процесса (УП) как объекта применения ПК;
 ·  свойства и характеристики управляемого процесса как системы;
 ·  функции и состав управляемых и управляющих объектов;
 ·  потоки информации в управляемом процессе;
 ·  представление персонального компьютера как функционального элемента управляющих и управляемых объектов в управляемом процессе;
 ·  способы встраивания ПК в управляемый процесс и образования автоматизированных технологических комплексов и автоматизированных управляемых объектов;
 ·  различные формы применения ПК в управляемом объекте и управляющей системе при различных потоках информации в типовых производственных ситуациях;
 ·  основные методы вычислительной математики, принципы алгоритмизации и программирования, что позволит пользователю ориентироваться в выборе способов решения типовых задач на ПК.
 Навыки применения ПК в разработке, модернизации и развитии проектов, автоматизации технологических процессов, дадут руководителю-пользователю представление об общей структуре автоматизированных систем исследований, систем автоматизированного проектирования (САПР), управления технологическими процессами, гибкими производственными системами и автоматизированным производством, информационных систем, использующих глобальные информационные ресурсы.
 Знание особенностей применения ПК при организационно-экономическом управлении, при согласованном управлении технологическими комплексами позволят пользователю учесть специфику управляемых объектов.
 Если же пользователь владеет алгоритмическим языком, то он приобретает новые качества, необходимые для эффективной постановки, алгоритмизации и решения стоящих перед ним задач.
 Вычислительные машины можно классифицировать:
 ·  по техническим возможностям:
 *  микрокомпьютеры (на базе микропроцессоров и микро ЭВМ);
 *  малые и мини (ПК, ноутбуки);
 *  большие (мейнфреймы).
 ·  по отношению к информационной управляющей системе:
 *  внешние (компьютеры, которые могут работать как в режиме персонального компьютера в диалоге с пользователем, так и в информационной управляющей системе в качестве управляющей ЭВМ в сети (серверы);
 *  встроенные (микропроцессоры, мини-ЭВМ, имеющие жестко заданные, неизменяемые параметры);
 ·  по функциям в информационной системе:
 *  осуществляющие ввод, предварительную обработку информации и воздействующие на объект управления (обычно это встроенная в объект ЭВМ);
 *  осуществляющие сбор и предварительную обработку информации;
 *  центральная ЭВМ – осуществляющая обработку информации и вырабатывающая воздействия на объект управления.
 Освоение основ моделирования и оптимизации при проектировании систем управления технологическими процессами, методов оптимального планирования и технико-экономического управления производствами и предприятиями, оптимальной координации и согласованного управления взаимосвязанными производствами (технологическими комплексами и участками) расширяет границы инициативы и творческого участия руководителя в организации и осуществлении эффективного управления с использованием вычислительных машин.  ............