Федеральное агентство по образованию
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
 Вятский государственный гуманитарный университет
 Математический факультет
 Кафедра педагогики
 Выпускная квалификационная работа
 Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников
 Выполнил:
 студент V курса математического факультета 
 1  Леонтьева Юлия Викторовна 
Научный руководитель:  
 кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М.Капустина
 Рецензент: 
 кандидат педагогических наук С.С.Быкова
 Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
 «___» __________2005 г.     Зав. кафедрой                            Т.В. Машарова
 «___»___________2005 г.     Декан факультета                     В.И. Варанкина
 Киров
 2005
 Содержание
  Введение.......................................................................................................... 3
  Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в воспитании     5
 1.1.  Сущность и особенности индивидуализации в процессе 
 воспитания.......................................................................................... 5
 1.2.  Пути и средства реализации индивидуализации  воспитательного процесса    15
 1.3.  Индивидуальная работа в классном коллективе............................ 20
  Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со   школьниками   32
 2.1.  Особенности индивидуализации в работе с трудными 
 подростками................................................................................... 32
 2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания 
 старшеклассников........................................................................... 41
  Заключение................................................................................................... 47
  Библиографический список
 
  Введение
  
 То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия.
 Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Учащийся к окончанию школы должен овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, познавательную и эстетическую культуру, культуру труда и физическую культуру.
 Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Весьма сложен путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости. Определяющая причина такого явления в том, что воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития.
 Но вместе с этим каждый школьник развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников».
  Объект изучения – воспитательный процесс в школе.  ............