АНАЛИЗ УказА Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в
Республике Беларусь» и УказА Президента
Республики от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной
деятельности в
Республике Беларусь»
Главой государства недавно подписан Указ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618). Учитывая, что в настоящее время в Правительстве идет работа над текстом Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, которое должно вступить в силу одновременно с Указом № 618, отметим лишь отдельные нововведения в данной сфере, которыми комментируемый нормативный акт отличается от Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» (далее - Указ № 529).
Опыт регулирования процедур государственных закупок дополнился своеобразным повтором ситуации с государственным регулированием выбора подрядчиков, поставщиков и исполнителей в строительстве, когда на уровне законодательного акта, которым тогда являлся Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (по состоянию на 15.05.2008), провозглашалась система торгов, а в Положении о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 (по состоянию на 23.07.2008), был изложен сам регламент проведения соответствующих действий (торгов и переговоров).
Из определения понятия «государственные закупки» Указом № 618 исключены закупки государственных бюджетных учреждений за счет доходов, полученных от разрешенной предпринимательской деятельности, которые, очевидно, будут относиться к закупкам за счет собственных средств. Также исключено упоминание о внешних государственных займах и кредитах, льготируемых за счет средств бюджетов. Иными словами, закупки за счет кредитов (займов), по которым даны гарантии Правительства Республики Беларусь в качестве обеспечения либо по которым возмещается в бюджет часть процентов, будут квалифицироваться как закупки за счет собственных средств. Вместе с тем субъекты хозяйствования должны обратить внимание на тот факт, что использование средств инновационных фондов для проведения закупок (полностью или частично) по-прежнему «превращает их» в государственные закупки.
Указ № 618 определяет ориентировочную стоимость закупки как стоимость предстоящей закупки, рассчитанную исходя из потребности в предмете закупки, определенной в годовом плане государственных закупок, с учетом конъюнктуры товарного рынка и представляющую собой общую сумму платы за нее, включая налог на добавленную стоимость и другие возможные налоги, сборы и платежи. Такое определение, безусловно, привязывает государственные закупки к годовому плану и заключению договоров сразу на предстоящий год.
В Указе № 618 сохранены все установленные Указом № 529 процедуры осуществления закупок (п. 3):
- конкурс (открытый, закрытый) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
- процедура запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 БВ;
- процедура оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 БВ;
- процедура закупки из одного источника - от 50 БВ и более в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Новым являются определение нижнего предела, при превышении которого должен производиться выбор процедуры осуществления закупок, в размере 50 БВ (в отличие от 30 БВ, установленных Указ ом № 529) и определение данной величины как ориентировочной стоимости по одной сделке (вместо ежемесячной величины закупок, как это определено Указом № 529).
При этом действие п. ............