Финансовые услуги как объект маркетинга
Финансовые услуги: понятие, структура, объекты, субъекты
Финансовые услуги - это услуги финансового посредничества, а часто, и кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги - крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2008 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.
Как правило, во всех странах особым образом регулируются ряд финансовых услуг право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся:
· привлечение денежных средств во вклады;
· Расчётно-кассовое обслуживание;
· Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
· выдача банковских гарантий.
Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:
· Кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);
· Факторинг;
· Форфейтинг;
· Денежные переводы.
Существует также понятие микрофинансирования и микрофинансовых услуг (микрокредитования, микрострахования и т.п.). Эти услуги оказываются в развивающихся и отсталых странах людям, которые по своему бедственному материальному положению не могут претендовать на обычные финансовые услуги.
Согласно исследованию НАФИ, проведённому в апреле текущего года, 52% россиян пользуются финансовыми услугами. Эта величина не изменилась с середины 2008 года.
Впрочем, несмотря на стабильное число граждан страны, пользующихся финансовыми услугами, по географическому принципу их распространение неоднородно. Так в середине 2008 года ими пользовался 61% жителей обеих столиц, по 55% жителей городов с населением свыше 500 тыс. и менее 100 тыс. населения, 51% жителей средних городов (от 100 до 500 тыс. жителей), 42% селян.
Рынок финансовых услуг играет важную роль в движении денежного капитала, который обеспечивает экономический рост. Однако наиболее существенные аспекты формирования и развития рынка финансовых услуг как целостной системы не получили надлежащего освещения в научной литературе, а именно рынок рассматривается фрагментарно – с точки зрения банковского, страхового и инвестиционного сегментов.
Вместе с тем высокая динамика процессов, которые существуют на рынке, предопределяет потребность в комплексном изучении рынка финансовых услуг с использованием системного подхода, разработкам необходимого понятийного аппарата и методологического инструментария.
От самого начала реформ и по сей день процессы преобразований на финансовом рынке не были однозначными и целенаправленными, что предопределяет актуальность темы и вызывает необходимость исследования и выявления сущности, тенденций развития рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка.
Общественные и экономические преобразования в Украине предусматривают ускоренное и разнообразное развитие системы услуг: социально-культурных, бытовых, интеллектуальных, деловых и т.п.. ............