Министерство общего и профессионального образования
Поволжская академия государственной службы
Человек как философская проблема
(реферат)
Кафедра конституционного права Выполнил: соискатель Стрельников
Владилен Владимирович
Саратов 2002
Содержание
Введение
Природа человека и характер философской концепции
Сущность человеческого генезиса
Смысл человеческого существования
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человека, смысл его существования всегда интересовали людские умы. В трудах каждого философа, начиная от древности и кончая современностью можно найти размышления относительно природы человека и его сущности. Данная тема была, есть и будет актуальной во все времена, она также вечна, как и сама философия. Перед человечеством на всех этапах его развития всегда стоял данный вопрос и на каждой стадии был реализован мыслителями по-разному. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем и зачем существуем? – вот те вопросы, на которые мы всегда буде искать ответы, убеждать других людей в этой правоте, затем переосмысливать, создавать новые концепции, и так будет продолжаться, пока будет жить род людской.
В течение нынешнего века, особенно в последней его трети обостряется интерес к проблеме человека. Нарастающая критика науки и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру в целом. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества1.
Важной особенностью нашего времени является уход с исторической сцены доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому правовому обществу, катастрофическое падение материального и социального статуса человека в нашей стране, имеющее своим следствием обостренное внимание к смысложизненной, экзистенциальной проблематике.
Предпринимаются настойчивые попытки создать так называемую понимающую социологию, психологию личности и другие, ориентированные на субъекты научные дисциплины, снижение интереса к гносеологической, методологической и онтологической проблематике в самом корпусе философии. Немаловажную роль играет сохранившееся со времен господства представление о философии как «науке наук», ее понимания как основы наук, особенно тех, которые непосредственно имеют дело с человеком. В рамках этого подхода сформулированы специфические характеристики философского знания, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме.
Наука формирует так называемую «картину мира», философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является лишь моментом. Для «картины мира» характерен объективный подход. Он является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как человека. В ней нет места свободе, спонтанности, творчеству. Они—в слепом пятне современной науки. ............