Лекция 1. Особенности естественнонаучного познания
 Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
 Человек существует в природе. Способ существования – деятельность.
 Многие естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках. Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
 Три способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части иррациональный – религия.
 Научный метод.
 Метод (от гр. Methodos – путь к чему-либо, способ)- совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. 
 Область знания, которая специально занимается изучением методов – методология. гр. Logos – учение ).
 Наблюдение – метод получения первичных знаний; научное наблюдение характеризуют целенаправленность, планомерность, активность.
 Эксперимент – контролируемое воздействие на исследуемый объект. Характеризуется воспроизводимостью.
 Измерение – получение количественных закономерностей.
 Абстрагирование – переход от чувственно-конкретного к абстрактному, отвлечение от каких-либо менее существенных сторон объекта – идеализация (материальная точка, идеальный газ и т.д. )
 Мысленный эксперимент – оперирование идеальными образами (Галилей).
 Формализация – особый подход, использующий специальную символику – формализованные искусственные языки; характерна моносемичность – однозначность терминов – но разная для разных наук. 
  Лекция 2. История естествознания
 Естествознание эпохи античности
 1) Теокосмогонические мифы – высшая форма мифотворчества, которая содержит зародыши научного знания. Гесиод «Теогония»: первичное состояние мира – Хаос усложнение и организация мира от Хаоса к Космосу представление о периодической гибели Космоса и переход к Хаосу и вновь возрождение Космоса.
 2) Естествознание начинается с вопроса: из чего состоит все? Субстанция мира – единое основание многообразия вещей.
 3) Европейская наука началась с Милетской школы (VI в до н.э.) – Фалес (субстанция - вода), Анаксимандр (апейрон – некое вечное беспредельное, безграничное, бесконечное начало), Анаксимен (воздух ). 
 4) Гераклит из Эфеса (огонь – самое изменчивое и подвижное вещество). 
 5) Пифагорейский союз VI – IV вв до н.э. («Все есть число»). Математика как средство познания мира.
 6) Элейская школа - основал Ксенофан. Известны Парменид (два пути познания: путь истины и путь мнения), Зенон (субстанция – бытие как таковое). Апории Зенона.
 7) Софисты (платные учителя риторики, логики, философии) – могли доказать что угодно. Не верили в познаваемость мира. Например, Георгий: «Ничего не существует, если бы и существовало, то было бы непознаваемо; если бы и было познаваемо, то не было бы передаваемо другим».
 8) Аристотель – первый исследователь природы (лучший ученик Платона - «Платон мне друг, но истина дороже», учитель Александра Македонского).
 Основал Ликей – философскую школу.
 Идеи не могут существовать отдельно от вещи (противоположно Платону).
 Мир состоит из вещей. Каждая вещь – соединение материи и формы. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму.
 1)      мир делится на надлунный (идеальный, где возможно движение только по окружности) и подлунный. Основной закон механики Аристотеля: в подлунном мире v ~ F (скорость пропорциональная силе).  ............