Часть полного текста документа:Электронные учебники Бердникова М.Л.      Сегодня во всем мире дистанционное обучение (ДО) стало реальным элементом развитого образования. Несомненно, что большой интерес к дистанционному образованию имеет объективную основу. С одной стороны, растет потребность населения большинства стран в высшем и непрерывном образовании. С другой стороны, развитие информационных и телекоммуникационных технологий и электронного оборудования открывает новые возможности дистанционного образования при относительно низкой себестоимости.     По определению коллег из Ассоциации ДО США (дословно), дистанционное образование - приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающее в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии. Максимально эффективная реализация этих требований возможна путем создания дидактической системы, основанной на использовании в обучении компьютерных средств и информационных и телекоммуникационных технологий. К ним относятся электронная почта, телеконференции, "белая доска" (white board), "электронная комната для обсуждений" (electronic chat room), электронные библиотеки, экспертные системы, базы данных, электронные учебники, аудио и видеоматериалы и др.     Одним из ведущих направлений деятельности вузов, осваивающих дистанционное образование, является сегодня разработка мультимедийных и электронных учебников. Можно рассматривать электронный учебник как часть дидактической системы, включающей следующие компоненты:     субъекты образовательного процесса;      образовательная информация;      образовательные технологии;      информационные и телекоммуникационные технологии.      Электронный учебник является одним из средств организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса на основе образовательных, информационных и телекоммуникационных технологий и представляет собой совокупность образовательной информации.     Субъектами образовательного процесса являются педагог (в системе ДО - тьютор) - организатор образовательной среды, консультант, проверяющий и обучаемый, или, как принято в системе ДО, слушатель, - конструктор собственного знания.     Образовательная информация - это то содержание образования, которое необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.     В очной системе образования интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционной форме интерпретатором в большей мере является сам студент, и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования. Прежде всего, это относится к создаваемым электронным учебникам и учебным пособиям, а также информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для обучения. Представляемая в них информация должна иметь организацию и структуру, существенно отличающиеся от полиграфических. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации с монитора, так и технологией доступа к ней. Современные компьютерные технологии предоставляют реальные возможности для решения этой задачи, при этом должны соблюдаться следующие требования:     - представление курса как совокупности разделов (тем);     - модульность и свободный доступ к фрагментам содержания;      - включение в модуль системы образовательных действий, системы самоконтроля с диагностикой ошибок, системы самокоррекции учебной деятельности;     - использование различных видов информации;      - универсальность изложения материала;      - адаптация содержания учебного материала к конкретным условиям и к особенностям обучаемых;     - поиск по ключевому слову, словосочетанию, строке.     Разработка содержания образования предполагает учет индивидуальных образовательных особенностей разных категорий обучаемых.  ............   |