РЕФЕРАТ
по курсу «Природопользование»
по теме: «Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике»
1. Основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды
Результатом господства административно-командного хозяйствования в России явилась беспрецедентная для экономически развитых стран напряженность экологической обстановки. Заняв ведущее место в мире по масштабам эксплуатации природных ресурсов и нарушению среды обитания (добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, водопотребление, площадь сельскохозяйственных угодий, выбросы вредных веществ в окружающую среду и т.п.), по величине дохода на душу населения наша страна оказалась далеко позади стран с развитой рыночной экономикой.
Мировой опыт показывает, что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный «климат» для природосбережения, нежели жесткое административное принуждение. Они несовместимы с «дешевизной природных ресурсов, культивируемой административно-командной системой. Законы рынка диктуют более высокий, отражающий степень их естественной ограниченности уровень цен на природные ресурсы относительно цен конечной продукции. Рыночный механизм расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности, чем и объясняются достижения стран с развитой рыночной экономикой в области снижения природоемкости общественного производства.
Вместе с тем экологические блага, и в первую очередь чистота окружающей среды, имеют важную особенность, предопределяющую необходимость централизованного управления природоохранной деятельностью. Эти блага, по сути, являются коллективно потребляемыми: в отличие от других ресурсов они либо доступны всем, либо недоступны никому. Невозможна собственность любого вида на экологические блага как таковые, и не может существовать рынок, например, чистого воздуха, подобный рынку нефти, автомобилей, капитала и т.д. Более того, конкурентная борьба на рынках традиционных благ заставляет предпринимателей приносить в жертву экологические блага, экономить на природоохранных затратах ради получения прибыли.
Поэтому вполне закономерно, что по мере обострения экологических проблем, начиная с 60-х гг. XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой стали создаваться и усиливаться централизованные административные системы управления охраной окружающей среды.
Цель нового экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - обеспечение выполнения заданий долгосрочной Государственной экологической программы с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов путем создания максимально благоприятного «экономического климата» для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий на основе достижений НТП. Для выполнения этой цели необходимо решение следующих задач:
четкое разграничение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов между предприятиями и централизованными (местными, областными и республиканскими) источниками, обеспечение надежности и достаточности этих источников в рыночных условиях хозяйствования;
формирование рынка экологических услуг, в рамках которого должно быть обеспечено финансирование и кредитование мероприятий по оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и улучшению природных ресурсов за счет средств предприятий-природопользователей, специализированных предприятий и организаций геологоразведки, лесного хозяйства, мелиорации и т.п., а также банковских кредитов;
создание системы платежей за природные ресурсы и экологических налогов, стимулирующей оздоровление экологической обстановки, воспроизводство и рациональное использование природных богатств, социально справедливое и экономически эффективное распределение рентных доходов от этих ресурсов. ............