Часть полного текста документа:Духовно-культурное наследие - основа воспитания личности Тумановская О. М. Об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования, о чем просто сказал великий Пушкин: "Знать Россию - это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру". Тема, которая объединяет нас на этих 10-х Корнилиевских православных образовательных чтениях, чрезвычайна важна и актуальна. К близким темам мы обращались не раз, ибо нет ничего важнее того, чтобы в России все было духовно здоровым. Чтобы был мир в Отечестве, в семье, чтобы образование было эффективным, мирным, безопасным. Все больший размах в России получают проведение православных образовательных чтений (в 4-х округах они прошли в 2007 г., в т.ч. и в Калуге) Преподобный Корнилий помог нам начать эту работу уже 10 лет тому назад. Сегодняшним чтениям предшествовал XV международные Рождественские чтения, проходившие в конце января в Москве. Искренняя благодарность отец Тихон Вам, ГУО в лице Веры Васильевны за возможность участие в них мне и моим коллегам. Данный форум подвел итоги совместной работы школы и Церкви и как никогда, на мой взгляд, обозначил проблемы и пути их решения. Первое что очень остро стоит сегодня - вопрос о важности признания Министерством науки и образования преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, включив этот предмет в федеральный стандарт. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XV Рождественских образовательных чтений в 2007 году сказал: " ...мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, к которой они принадлежат после крещения, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. Ведение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это является самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества". Патриарх отмечал, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований относятся в России православные. Вопрос о включении Основ православной культуры в федеральный стандарт прошел через все выступления и на VI Рождественских образовательных чтениях. Россиянин не имеет по-прежнему глубоких позиций об истинах отеческой веры. - А для чего нужно учить? Отвечая святитель Василий Великий свидетельствует: "Учить не затем, чтобы только знали, но не иначе для того, чтобы и жили сообразно с учением". Отсюда главная задача образования - научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы. В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей в преподавании основ религии в школах, и там не стоит вопрос о том, чтобы дети знали свою религию. Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл сказал: "Мы собираем письменные заявления с родителей о разрешении посещения ребенком данного факультатива, а в Германии, где на государственном уровне изучается исповедуемая религия, наоборот родители объясняют, почему они в редких случаях отказываются. ............ |