Хоменков А. С.
За последние столетия человечество буквально ошеломлено лавиной открытий в самых различных областях научных изысканий. На фоне этого все увеличивающегося информационного потока мало кто из ученых вспоминает о двух весьма примечательных фактах:
– Почему в структуре выдающихся произведений искусства, в том числе в произведениях музыкальных и поэтических, присутствует пропорция золотое сечение?
– Почему растения способны реагировать на музыку: от классической музыки они усиленно растут и плодоносят, а от рок-музыки, наоборот, чахнут и даже погибают?
Эти факты находятся как бы за пределами досягаемости всех возможных мировоззренческих схем, которыми пользуются современные ученые и философы. И, тем не менее, они существуют и требуют своего осмысления. Попробуем подойти к этим удивительным фактам на основании традиционных христианских представлений о мире и человеке.
Важнейшее положение христианской антропологии, основанное на содержании первой книги Библии, – представление о человеке как об образе и подобии Божием. С этими представлениями святоотеческая мысль связывает и способность человека творить в разных областях духовной и материальной жизни . Последнее важно для понимания проблемы музыкального творчества. Если человек как образ Божий способен творить подобно своему Первообразу – Творцу Вселенной, – то структура сотворенного человеком произведения искусства с неизбежностью будет содержать в себе те же элементы, которые мы можем встретить в сотворенной Богом природе. Одним из таких общих элементов, по-видимому, является и пропорция золотое сечение. Ее наличие в строении тел различных видов животных и растений, как утверждает современная биология, вовсе не является следствием приспособления к условиям обитания . В то же время эта пропорция, как, впрочем, и другие эстетические закономерности, распространена в природе достаточно широко, что указывает на ее глубокий онтологический смысл, на то, что наш тварный мир держится на нетварном основании – том Ипостасном Логосе, через Который вс в нашем мире «начало быть» (Ин. 1, 3).
Что же касается присутствия золотой пропорции в произведениях искусства, то, как уже говорилось, истоки этого явления связаны с тем, что человек есть образ Божий и, вследствие этого, способен неким образом «повторять» образ действия Творца мироздания, – воспроизводить в своем творчестве те «логосные» принципы мироустроения, в соответствии с которыми был Сотворен наш мир. Ведь, развертываясь во временнόм аспекте, пропорция золотое сечение свидетельствует не о подражании геометрическим формам окружающей человека природы, но о чем-то гораздо более глубоком, о том, что человек есть образ Божий.
Такой способ объяснения позволяет легко решить и другую загадку музыки – ее способность оказывать воздействие на живые существа, в частности, – на растения.
Это воздействие, ввиду слабости воздействующего на растения фактора (колебания воздушной среды), имеет не энергетический, но, судя по всему, информативный характер. Оно свидетельствует о соотносимости смыслового содержания музыкального произведения с тем смыслом, на котором основывается жизнь нашего мира и который "проистекает" от Ипостасного Логоса. ............