Часть полного текста документа: Черносотенцы В разгар революции 1905-07 годов из глубин народной толщи поднялась волна реакции, оформившаяся на остатках монархизма и веры в православную Русь. Консервативные силы организовали отряды народного ополчения, по образцу казачьих сотен. Их символом ее стала "черная сотня" - ополчение крестьян, освободившее Москву от поляков и восстановившее самодержавие. В эти отряды набирали не только крестьян, но и городских люмпен-пролетариев, разжигая в них старые чувства антисемитизма. По- мимо них в черные сотни входило множество чиновников из духовенства, тайной канцелярии и тайной полиции. 18 октября и в последующие дни более чем в ста городах прокатились черносотенные погромы евреев и революционеров. Было убито около 4 тыс. человек, 10 тыс. искалечено. Пользуясь благосклонным покровительством царя, который видел в этих отрядах силу, реально противостоящую революции, и царской полиции "черные сотни" занимались в основном не защитой самодержавия, а устраивали многочисленные погромы. Только за один октябрь число их перевалило за 150 - в основном в южных городах, где еврейское население составляло довольно значительный процент, а в их руках были сосредоточены основные материальные и активы населения. Часть либералов, особенно из помещиков и московской буржуазии, основала верноподданическую партию "Союз 17 октября" во главе с А. Гучковым; крайние же элементы на основе черносотенных банд создали движение, ведущей силой которого был "Союз русского народа". В 1906-07 гг. он получил довольно широкую поддержку, насчитывал более 300 тыс. членов и был крупнейшей реакционной партией в России, что не удивительно при такой сильной материальной поддержке, которую могли предоставить черносотенные банды. Все действия министров, военачальников и верных царю полков фактически проявились тогда, когда началось общенародное движение против революции и против евреев, когда в Петербурге стали сознавать, что массы народные стоят за царя, а не за революцию. Но довольно любопытен тот факт, что прежде чем Семеновскому полку отправиться на усмирение московского восстания, по приглашению генерала Мина полк часто посещали выдающиеся члены Союза Русского Народа и Русского Собрания (среди них профессор Б. Никольский, - впоследствии расстрелянный большевиками) и объясняли офицерам и солдатам смысл и значение творившейся разрухи государства "по еврейской указке" Исторический пафос Союза Русского Народа в том, что он на деле показал и правительству, и обществу, что с затеянным революционерами "освободительным" движением можно и должно бороться силою, применяя те именно способы, которыми пользовались сами "освободители". Вполне естественно, что российская либеральная и революционная печать со всех сторон накинулась с бранью, клеветой и доносами на Союз Русского Народа и на его основателя доктора А. Дубровина. В печати Союз Русского Народа справедливо называли "погромщиками, убийцами, сыщиками, черной сотней". Несмотря на то, что Союз Русского Народа состоял преимущественно из простонародья, поначалу к этому общественному движению примкнуло немало дворян, духовенства, купечества и чиновничества. Помещики не только вступили в союзы, но даже их возглавляли, потому что это, во-первых, спасало их самих от погромов, а, во-вторых, позволяло улучшить свое финансовое и социальное положение. ............ |