Федеральное государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
 Реферат по дисциплине:
 «Культурология»
 ТЕМА
 «Человек в искусстве Возрождения: литература, изобразительное искусство»
 Санкт-Петербург - 2009
 
  План
 Введение
 1. Гуманизм эпохи Возрождения
 2. Расцвет литературы
 ·  Данте Алигьери
 ·  Франческо Петрарка
 ·  Джовани Боккаччо
 3. Дерзновенный взлет человеческой мысли
 ·  Сандро Боттичелли
 ·  Леонардо да Винчи
 ·  Микеланджело
 ·  Рафаэль
 ·  Тициан
 Заключение
 Литература
  Введение
 В настоящее время большинство исследователей согласны с тем, что Возрождение не являлось завершением средневековой культуры или началом нового времени, а представляло собой переходный тип, качественно отличавшейся от той и другой.
 Началось итальянское Возрождение с обращения к забытым сокровищам античной культуры в науке, литературе, искусстве и философии. В Италии вновь открывали для себя античность, классическую «золотую латынь», обращались к рукописям античных авторов, к античной архитектуре и скульптуре. Но это было не просто возвращение к античности. Само понимание сути человека, природы, окружающего мира уже стало иным в самой своей оценке. Мировоззрение, самосознание человека эпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился у природы, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек творец и мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей.
 Раскрывая значение человека в культуре и на культуру этого времени, я не ставила целью найти что-то новое или особенное. Моя задача заключается в том, чтобы еще раз утвердить величие разума и воли человека. Показать, насколько искусство олицетворяет гуманистические принципы, возродившиеся именно в эпоху Возрождения.
 Целью моей работы является:
 - раскрыть общее содержание эпохи Возрождения;
 - рассказать о гуманистах, олицетворяющие эпоху Возрождения;
 - показать образ человека в изобразительном искусстве Италии.
  1. Гуманизм эпохи Возрождения 
Новое духовное движение стало набирать силу в Италии с XIV по XVI века (переходная эпоха от средневековья к новому времени), насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами. Джорджо Вазари (1512-1574) итальянский живописец, архитектор и историк искусства был первым, кто осознал специфику зарождающихся новых элементов, употребив в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термин «Возрождение» (Renissance). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времени античности «низвергались до крайней гибели», но так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели этой эпохи не думали о слепом подражании эпохи античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. Термин Возрождение возникший в XVI веке, означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру.
 Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть «гуманизмом» (человечный, человеческий).  ............