Введение
В работе очерчены методологические основы исследования влияния бюджетной политики на темпы развития регионов. Оценено влияние методов и инструментов государственной бюджетной регуляции на процессы конвергенции (дивергенции) регионального социально-экономического развития Украины. Предложены направления формирования модели конвергентного развития регионов Украины.
Региональное развитие независимой Украины характеризуется двумя основными трансформационными тенденциями. С одной стороны, происходит активизация процессов регионализации государства на фоне увеличения неравномерности социально-экономического развития регионов и разной быстроты формирования их рыночного потенциала, а с другой – имеет место укрепление государственной вертикали власти, что сопровождается концентрацией финансовых ресурсов на государственном уровне и совершенствованием системы межбюджетного перераспределения, которая призвана устранить неравномерность в бюджетной обеспеченности населения разных регионов по ключевым характеристикам качества жизни. Поэтому с момента становления государственности в Украине вопросы усиления межрегиональной дивергенции и необходимости перехода к конвергентной модели регионального развития остаются одними из наиболее актуальных. Проблема осложняется необходимостью одновременного сочетания в региональном развитии принципов региональных свобод и регионального своеобразия, целостности национального пространства и его интеграции в глобализированный мир.
Бюджетная политика в условиях формирования модели конвергентного регионального развития в Украине
Указанное обусловливает необходимость и целенаправленной государственной политики регулирования регионального социально-экономического развития, направленной на решение очерченных проблем, и наиболее полного использования потенциала украинских регионов. Для успешности такой государственной политики необходимым условием является изменение парадигмы управления региональным развитием и переход от традиционной аксиоматики компенсационных механизмов реализации региональной политики к рыночным и стимулирующим методам управления на основе усиления внутригосударственного интеграционного взаимодействия региональных экономик с целью обеспечения их конкурентоспособности и конвергентности экономического роста страны в целом. Достижение данных задач должно подкрепляться соответствующими методами и инструментами бюджетной политики. Это расширяет научный поиск и требует применения качественно новых подходов к совершенствованию государственного регулирования регионального развития, в частности в бюджетной сфере.
В современной экономической науке есть два абсолютно противоположных взгляда на результаты экономического развития регионов в условиях нерегулируемого рынка. Неоклассики (Р. Барро, X. Сала-и-Мартин, Д. Ква, Дж Борте, Дж. Стейн) конечный результат видят в конвергенции (сближении) в уровнях доходов и темпах развития регионов, а сторонники теории кумулятивной причинности и новой экономической географии (Дж. Фридман, П. Круг-ман, М. Фуджита, П. Мартин, Дж. Оттавиано) прогнозируют дивергенцию (расхождение) регионов по данным показателям. Существуют две взаимосвязанные, но не идентичные концепции конвергенции, обусловливающие разные эффекты экономической политики, – а-конвергенция и р-конвергенция. ............