Часть полного текста документа:БУДЕТ ЛИ ВОЗРОЖДЕН ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА? Мрачные страницы советского атеизма пока не закрыты Древняя Трехсвятительская церковь, о которой напоминает лишь название улицы в историческом центре Киева, так называемом "граде Ярослава", в 30-годы попала в черный список атеистического вандализма и была уничтожена летом 1935 года. Характерно, чтотакие "святые" решения принимала альма-матер социалистической идеологии - Народный Комиссариат Образования Украинской ССР. Не менее характерно и то, что период пика сталинских репрессий 30-х годов совпал с атеистическим беснованием новой тоталитарной системы. Формирование ГУЛАГовских комбинатов смерти и массовых репрессий соответствовало витку новой идеологической работы: в феврале 1932 года конференция ВКП(б)утвердила второй пятилетний план социалистического строительства, который включал в себя и объявленную "Союзом воинствующих безбожников" так называемую "пятилетку безверия". В этом проекте, в частности, намечалось: "закрыть оставшиеся духовные школы", "провести массовое закрытие и уничтожение (не представляющих исторической ценности) храмов", "выслать всех служителей культа за границу" (на языке тех лет это подразумевало десятилетний срок или расстрел). И наконец, к 1 мая 1937 года "закрепить достигнутые успехи", когда "имя Бога будет забыто на всей территории СССР". Достигнутые "успехи" кровавого 37-го года хорошо известны. В Православной Церкви к этому времени верующие и духовенство вели катакомбное существование: участие в обычной службе было чревато причислением к "врагам народа" со всеми вытекающими последствиями. К началу второй мировой войны в Киеве действовал всего один из 200 (!) храмов - церковь на Байковом кладбище. Мартиролог утраченных православных храмовых сооружений Киева в годы борьбы против религии составляет 121 наименование (см.: Александр Анисимов, "Скорбное бесчувствие", Киев, 1992 г., с. 233). Среди них и Трехсвятительский храм - уникальная историческая церковь. Уникальная прежде всего потому, что на ее месте был воздвигнут первый храм в честь Василия Великого - духовного покровителя св. равноапостольного князя Владимира. По существу, это первый храм Киевской Руси как православного государства. Его же можно считать и храмом-памятником крещения Руси, и храмом-памятником святому князю Владимиру, храмом, от которого началось исчисление времен святости православной Руси. Значение его в истории нашей земли, нашей веры переоценить невозможно. Все меньше остается живых свидетелей того печального периода нашей "славной" истории - киевлян, помнящих разгул атеистического вандализма. В их числе был и известный в Киеве духовник, настоятель Троицкого храма на Троещине схиархимандрит Серафим (Соболев; умер в 2000 г.), коренной киевлянин, чье детство прошло на Трехсвятительской улице. Семья Соболевых была прихожанами этого древнего храма. Здесь будущий постриженик Киево-Печерской Лавры о. Серафим (до принятия схимы - о. Пимен) прислуживал священникам, постигал азы православной веры. Закончив музыкальную школу и технический вуз, он ушел на фронт и был тяжело ранен в Святошино при обороне Киева. Находясь при смерти, дал обет Богу: "Если останусь жив, всецело посвящу себя служению Церкви Христовой". Трехсвятительский храм сохранился в душе священника как светлый образ далекого детства.Вот как рассказывал о нем сам о. ............ |