Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«уфимский государственный нефтяной
технический университет»
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по предмету: «История экономических учений»
на тему: "Австрийская школа. Теория предельной полезности"
Уфа 2009
Содержание
Введение
1. Менгер и австрийская школа
2. Эйген фон Бем Баверк
3. Развитие идей предельной полезности в трудах Ф. Визера
Заключение
Введение
Неоклассическое направление возникло в 70–80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У.С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.
Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.
Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую (математическую), американскую, кембриджскую, чикагскую и др.
Особый интерес представляет австрийская школа.
Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономиии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.
Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 80-х гг. XIX в. «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции.
Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.
Основные положения теории предельной полезности были сформулированы
Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы «Теории политической экономии» У.С. Джевонса, «Основания политической экономии» К. Менгера и «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальраса.
Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах
А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.
Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. ............