Часть полного текста документа:Адам Мицкевич. Дзяды В поэме отразились некоторые факты биографии автора (несчастная любовь, арест в Вильно за участие в деятельности кружков патриотически настроенной польской молодежи, высылка во внутренние губернии России). Первая часть поэмы закончена не была. В стихотворном вступлении "Призрак" юноша-самоубийца, восстав из гроба, тоскует по любимой и с нежностью вспоминает о прошлом. В прозаическом же вступлении автор объясняет, что Дзяды - это древний народный обряд поминовения усопших, в основе которого лежит культ предков (дедов). Борясь с остатками языческих верований, церковь старалась искоренить этот обычай, и потому народ справлял Дзяды тайно, в часовнях или пустующих домах близ кладбищ, где люди ставили ночью угощение, призывали неприкаянные души и пытались помочь им обрести вечный покой. Часть II. Ночью в часовне Кудесник призывает заклинаниями души умерших. Старец и хор вторят ему. Души двух невинных детей просят горчичных зернышек: "Тот, кто горя не познал на свете, / после смерти радость не познает!" Страшный призрак покойного пана вымаливает у своих крестьян хоть крошку хлеба - лишь тогда прекратятся мучения злодея. Но люди, которых заморил он когда-то голодом, обратились после смерти в воронов и сов и теперь вырывают еду у жестокого пана из глотки. Красавица Зося, сводившая парней с ума, но так никому и не подарившая любви и счастья, теперь томится от тоски: "Кто с землей не знался здесь на свете, / тот на небесах не побывает!" К женщине в трауре устремляется вдруг призрак с ликом бледным и ужасным, с кровоточащей раной в сердце. Не повинуясь никаким заклинаниям, он идет вслед за смеющейся женщиной. Часть IV. Жилище ксендза. Ночь. Сам ксендз молится за усопших. Входит Отшельник в дерюге, засыпанной листьями и травой. Издалека вернулся он в отчий край. "Кто любви не знает, тот живет счастливо", - поет пришелец. О, что за пламя пылает у него в груди!.. Он с горечью признается, что, начитавшись книг, искал идеальной любви, объездил весь свет, а потом встретил Ее, тут, рядом, "чтоб потерять навеки". Ксендз с состраданием смотрит на несчастного, который "здоров с лица, но в сердце ранен тяжко". А безумец пылко и бессвязно рассказывает о великой своей любви, обильно пересыпая речь цитатами из Шиллера и Гете. Ксендз мягко замечает, что есть люди и более несчастные, чем его гость. Но тому нет дела до чужих страданий. Он оплакивает свою Марылю. Она жива - но мертва для него. "Мертв тот, кто всеми силами не помогает ближним!" - восклицает ксендз. Пришелец потрясен: это же сказала она ему на прощание. "Друзья, наука, родина и слава!" Какая ерунда! А ведь когда-то он в это верил! Но высокие порывы ушли вместе с юностью... Поет петух. Гаснет первая свеча. И ксендз вдруг узнает в пришельце своего ученика Густава, "красу и гордость молодежи", который пропадал где-то много лет. Но Густав отказывается остаться у ксендза: юноше нечем отплатить за любовь и заботу, все чувства его - в краях воспоминаний. Ведь все прошло... "Кроме души и Бога!" - откликается ксендз. Густав вновь в отчаянии вспоминает любимую. Она предпочла почести и злато... Но он не винит ее: что он мог ей дать? Одну любовь до гроба... Юноша просит ксендза не говорить Марыле, что Густав умер с горя, - и вонзает себе в грудь кинжал. ............ |