Часть полного текста документа:А была ли античная литература? Михаил Михайлович Постников, математик, лауреат Ленинской премии, профессор, эксперт по древней истории. Могла ли античная литература в известных нам формах развиться на базе материальной культуры античности и могла ли она дойти до нас "через толщу времени"? Необходимость бумаги для развития грамотности Для того чтобы приготовить один лист пергамена, нужно: 1) содрать кожу с молодого теленка не старше 6 недель или с молодого барашка; 2) размачивать ее до 6 суток в проточной воде; 3) содрать мездру особым скребком; 4) разрыхлить шерсть гноением кожи в сырой яме и золением известью от 12 до 20 суток; 5) ободрать разрыхлившуюся шерсть; 6) проквасить голую кожу в овсяных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести; 7) продубить кожу растительными дубильными экстрактами, чтобы она после высыхания стала мягкой; 8) выровнять неровности, втирая в пергамен яичный белок или свинцовые белила либо натирая пемзой кожу, предварительно пересыпанную мелом (считается, впрочем, что второй способ вошел в употребление только с XIII века). Это - приготовление каждого листа пергамена. Оно ставило пергамен на уровень драгоценных предметов, и такое положение сохранялось вплоть до изобретения тряпичной бумаги накануне эпохи Возрождения. Как же при такой ценности и редкости писчего материала могла развиться изящная литература? Даже для развития простой грамотности требуется постоянное и многолетнее упражнение (прописи, диктанты и т.п.), невозможное на пергамене (и, добавим, на папирусе, который был лишь немного дешевле). Нам отвечают, что для этой цели использовались дешевые навощенные и грифельные дощечки, допускающие многократное применение. Но где же и как фиксировались указания учителя и его исправления допущенных ошибок? Для того чтобы исправления ошибок остались в памяти, необходимо определенное время хранить тексты диктантов и упражнений, постоянно возвращаясь к ним для закрепления навыка. Правда, в истории известны практически "бесписьменные" школы (например, деревенские школы в России XIX века), но также и известно, с каким уровнем грамотности выходили из них учащиеся. Для того чтобы достигнуть достаточной грамотности и умения легко излагать на бумаге свои мысли, нужно не только написать несчетное число диктантов, контролируемых учителем по стандартным прописям, но прочитать колоссальное количество книг, написанных по стандартной орфографии. Если учащийся не читает много книг, то, как бы он добросовестно ни учился в классе, он останется малограмотным человеком и, во всяком случае, никогда не будет литератором, уверенно владеющим языком. Это четко проявляется в экстремальной ситуации - при изучении иностранного языка. Без практики на стандартизованных текстах научиться правильно писать невозможно: заучивание лишь правил не гарантирует от ошибок. Но могли ли рукописи в допечатный период писаться по единым орфографическим правилам? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы отрицательный ответ сделался очевидным. Даже теперь однородная орфография книг достигается только после нескольких просмотров набора корректорами, уничтожающими все авторские (и не только авторские) орфографические оригинальности. ............ |