Часть полного текста документа:Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана Западноевропейские ракеты-носители серии "Ариан" Выполнил: студент группы М1-42 Сергей Мельников (e-mail: king.midas@mtu-net.ru) Оглавление: Введение Характеристики ЖРД отдельных ступеней Схематическое изображение ракеты-носителя Сравнение программ полета ракет серии "Ариан" О конкуренции между "Спейс Шаттл" и "Ариан" Перспективные модели "Ариан-3" и "Ариан-4" Перспективы эксплуатации Стартовый комплекс Некоторые исторические факты Пятый запуск (L-5) Шестой запуск (L-6) Планы запусков ракет-носителей "Ариан" О затратах на программу "Ариан" Список литературы Западноевропейская организация ESA в 1983 году занималась разработкой ракет-носителей "Ариан-2" и "Ариан-3", представляющие собой усовершенствованные варианты эксплуатируемой в настоящее время ракеты-носителя "Ариан-1". Ракета "Ариан-1" может вывести на орбиту с высотой перигерия 200 км, высотой апогея ~ 36 000 км и наклонением 8° полезную нагрузку массой 1780 кг, ракета "Ариан-2" - 2210 кг, ракета "Ариан-3" - 2580 кг. Ракета "Ариан-3" представляет собой ракету "Ариан-2", дополнительно оснащенную стартовыми ускорителями. Первой была запущена ракета "Ариан-3". Ниже перечисляются основные отличия ракеты "Ариан-3" от ракеты "Ариан-1" (на рис. 1 показано местоположение элементов и узлов ракеты "Ариан-3", имеющих эти отличия). 1. Изменена форма (с конуса) на двойной конус) носка головного обтекателя, что позволило увеличить объем для размещения полезной нагрузки без увеличения длины и максимальной длины обтекателя. 2. Увеличена на 0.5 м длина конструкции "Сильда", размещаемой под головным обтекателем, что позволяет выводить на орбиту два спутника PAM-D. 3. Удлинен баковый отсек третьей ступени, что позволило увеличить запас топлива (жидкий водород и жидкий кислород) на ступени с 8 до 10.5 т. 4. Давление в камере сгорания ЖРД НМ-7 на третьей ступени повышено с 30 до 35 атм. 5. Длина сопла ЖРД третьей ступени увеличена на 0.2 м, что позволило повысить удельный импульс примерно на 4 кг*с/кг. 6. Давление в камере сгорания ЖРД "Викинг-4" на второй ступени увеличено с 53.5 до 58.5 атм. В этом ЖРД, а также в ЖРД, "Викинг-5" на первой ступени, в качестве горючего используется не чистый несимметричный диметилгидрозин (НДМГ), а смесь НДМГ (75%) с гидразингидратом (25%), что уменьшило вероятность возникновения неустойчивого горения. 7. Модифицирован межбаковый отсек первой ступени в расчете на крепление подвесных твердотопливных ускорителей. 8. Предусмотрено использование двух твердотопливных ускорителей. 9. Модифицирована подмоторная рама ЖРД первой ступени в расчете на крепление подвесных ускорителей. 10. ............ |